Нижегородская облaстная служба правовой информации
(831) 469-31-00 in@cmiki.garant.ru

(16+)

 
   
Интернет-версия системы
ГАРАНТ

Как россияне будут работать и отдыхать в 2020 году: календарь рабочих и выходных дней

Как оформить и оплатить работу сотрудников в выходные и праздничные дни?

 

Ваши преимущества

Возможность для профессионального роста и успеха

Как легко принимать важные решения?

Что позволяет мгновенно и точно находить решение вашего вопроса?

Как быстро анализировать правовую информацию?

Почему важно, чтобы правовая информация была надежная и проверенная?

Как получать решения на все случаи жизни?

Вы хотите, чтобы ваша правовая система была всегда под рукой?

Как получать поддержку в режиме онлайн и быть на связи с коллегами?

 

Документы

Горячие документы Нижегородской области

Вопросы и ответы Правового Консалтинга

Аналитические статьи

 

Мониторинги

Мониторинг Федерального законодательства

Мониторинг законодательства ВЭД

Мониторинг Нижегородского законодательства

 

Сервисы


Как россияне будут работать и отдыхать в 2019 году: календарь рабочих и выходных дней

Профессиональные стандарты

Должностные инструкции

Школьная пора: памятка для родителей (подготовлено экспертами компании "Гарант")

Визовые требования, предъявляемые к российским гражданам при въезде в иностранные государства и к иностранным гражданам при въезде на территорию Российской Федерации

Новый порядок применения ККТ

Бланки, формы, образцы документов
 

Налоговый календарь

31 мая 2018 года
28 мая 2018 года
25 мая 2018 года
 

Онлайн-семинары

 

Организация произвела демонтаж части теплотрассы и построила новый участок из более современных материалов. Каким образом отразить ввод в эксплуатацию нового участка: как отдельный объект основных средств или как участок имеющейся теплотрассы?

 
22.10.2015

Если как участок имеющейся теплотрассы, то как начислять в дальнейшем амортизацию?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Считаем, что участок теплотрассы не может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта основных средств. Полагаем, что в данном случае следует говорить о ремонте или модернизации (реконструкции) теплотрассы.

Обоснование вывода:
Согласно п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01) актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
При этом п. 6 ПБУ 6/01 предусматривает, что единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Участок теплотрассы самостоятельно никаких функций выполнять не может, возможность его использования непосредственно связана с самой теплотрассой. В связи с этим считаем, что для целей бухгалтерского учета участок теплотрассы не может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта основных средств. Аналогичные выводы, на наш взгляд, справедливы и для целей налогового учета (п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ).
Полагаем, что в данном случае следует говорить о ремонте или модернизации (реконструкции) теплотрассы.
Отнесение тех или иных видов работ к понятиям "ремонт" или "модернизация", "реконструкция" имеет значение для последующего учета расходов на эти работы.
Так, затраты на ремонт признаются в бухгалтерском учете единовременно в размере фактических затрат в том периоде, в котором они осуществлены (п. 7 и п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации", п. 27 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01)). Аналогичные правила действуют и в налоговом учете. Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ).
Таким образом, затраты на любой ремонт (в том числе на капитальный) не увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств, а являются расходами отчетного периода.
Отметим, что налоговое законодательство не ставит расходы, связанные с ремонтом, в зависимость от вида произведенного ремонта (текущего, среднего или капитального) или способа его осуществления (хозяйственный или подрядный) (письма Минфина России от 03.11.2006 N 03-03-04/1/718, от 02.06.2010 N 03-03-06/1/365). Также не является критерием для отнесения к ремонту стоимость проведения работ (письмо Минфина России от 24.03.2010 N 03-03-06/4/29, от 22.04.2010 N 03-03-06/1/289).
Что касается модернизации и реконструкции, то как в бухгалтерском, так и в налоговом учете затраты на проведение таких работ после их окончания увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств (п. 26 ПБУ 6/01, абзац 1 п. 2 ст. 257 НК РФ).
В нормативных документах по бухгалтерскому учету понятия "модернизация", "реконструкция" четко не определены. В то же время из п. 60 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания), следует, что работы по реконструкции или модернизации предполагают улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта.
В налоговом законодательстве четкая характеристика рассматриваемых понятий приведена в главе 25 НК РФ (п. 2 ст. 257 НК РФ):
1. К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
2. К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
Таким образом, мы видим, что при разграничении модернизации и ремонта основных средств определяющее значение имеет изменение технологического или служебного назначения оборудования или приобретение им других новых качеств (письма Минфина России от 22.04.2010 N 03-03-06/1/289 и от 24.03.2010 N 03-03-06/4/29).
Что касается понятия "ремонт", то данное понятие не раскрывается ни в налоговом, ни в бухгалтерском законодательстве. Поэтому, для того чтобы определиться с данным термином, можно воспользоваться соответствующими положениями отраслевых нормативных актов.
Например, если обратиться к строительным нормам, то можно воспользоваться определениями понятий капитального ремонта и реконструкции, приведенными в п.п. 14.2 и 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. Кроме того, при определении терминов "ремонт", "капитальный ремонт", "реконструкция" можно руководствоваться:
- Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 (далее - Положение N 279);
- Ведомственными строительными нормативами (ВСН) N 58-88 (р), утвержденными приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312;
- письмом Минфина СССР от 29.05.1984 N 80 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий".
К данным документам, кстати, "отсылают" и представители Минфина России (смотрите, например, письма от 24.03.2010 N 03-11-06/2/41, от 29.12.2009 N 03-03-06/1/830, от 25.02.2009 N 03-03-06/1/87, от 23.11.2006 N 03-03-04/1/794).
Из указанных документов следует, что основное отличие капитального ремонта от реконструкции (модернизации) заключается в том, что в последнем случае меняются технико-экономические показатели ОС. При капитальном же ремонте ОС производится лишь смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные. Иными словами, в результате ремонта технические параметры объекта остаются неизменными, новых качеств отремонтированные объекты не приобретают.
Отметим, что, несмотря на специальный характер приведенных документов (содержащиеся в них термины и определения используются в строительстве), для трактовки именно общего смысла рассматриваемых понятий ("ремонт", "модернизация" и т.д.) этими нормами можно воспользоваться и применительно к данному случаю (газовая отрасль).
Минфин России, давая пояснения по поводу применения рассматриваемых понятий, также говорит о том, что в результате реконструкции (модернизации) объекты основных средств приобретают новые качества, изменяются их первоначальные показатели. Ремонтными работами считаются мероприятия, не влекущие изменений функций объекта и его эксплуатационных характеристик, осуществляемые с целью текущего поддержания основных средств в рабочем состоянии (письма Минфина России от 05.12.2012 N 03-03-06/1/628, от 13.12.2010 N 03-03-06/1/772, от 24.03.2010 N 03-03-06/4/29, от 18.04.2006 N 03-03-04/1/358, а также постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.08.2010 по делу N А43-1785/2006).
Чтобы выяснить, относятся ли выполненные работы к ремонту или реконструкции, нужно также правильно квалифицировать не только сами работы, но и их последствия для объекта основных средств (письмо Минфина России от 29.12.2009 N 03-03-06/1/830).
По мнению судов, при квалификации работ в качестве капитального ремонта или реконструкции необходимо учитывать в том числе обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость их проведения, то есть цель работы (если произведенным работам предшествовала поломка ОС, а целью данных работ являлось ее устранение, то такие работы следует квалифицировать как ремонт).
Если налогоплательщик был вынужден приобрести более современные комплектующие, поскольку старые сняты с производства и при этом основные функциональные характеристики и характеристики использования объекта остались прежними, то произведенные работы необходимо рассматривать в качестве ремонта, а не реконструкции (постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 N 04АП-4378/13, ФАС Северо-Западного округа от 21.08.2007 N А56-20587/2006, ФАС Московского округа от 14.08.2006 N КА-А40/7489-06).
Таким образом, с одной стороны, замену участка теплотрассы можно квалифицировать как ремонт.
С другой стороны, если замена участка теплотрассы каким-то образом ведет к улучшению ее качественных характеристик (например, на участке длительной протяженностью изношенные трубы заменяются на трубы большего диаметра, в результате чего в лучшую сторону меняются нагрузочные характеристики трубопровода теплотрассы), указанные работы не будут являться капитальным ремонтом и, по нашему мнению, должны относится к реконструкции (смотрите дополнительно письма Минфина России от 29.12.2009 N 03-03-06/1/830, УФНС России по г. Москве от 16.08.2006 N 20-12/72962, а также материалы судебной практики: постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.07.2008 N А29-3767/2006а, определение ВАС РФ об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ от 11.11.2008 N 7470/07, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2009 N 11АП-5520/2008).
Вместе с тем считаем, что окончательное заключение о возможности признания работ по замене участка теплотрассы ремонтом или модернизацией (реконструкцией и т.д.) организации необходимо принять самостоятельно на основании имеющейся в ее распоряжении документации и сведений об изменении (сохранении) эксплуатационных характеристик теплотрассы. Причем, на наш взгляд, выводы следует делать с учетом мнения соответствующих технических специалистов организации, которые, например, могут дать заключение о том, что в результате замены участка теплотрассы технические ее параметры остаются неизменными, новых качеств отремонтированный объект не приобретает и т.п.
Кроме того, считаем необходимым подтвердить характер производимых работ и иными документами. Минфин России в письме от 14.01.2004 N 16-00-14/10 указывал, что основанием для определения видов ремонта должны являться соответствующие документы, разработанные техническими службами организаций в рамках системы планово-предупредительных ремонтов. Документами, подтверждающими ремонтный характер работ, могут быть положение организации о ремонтах, в котором четко прописано, какие виды работ относятся к капитальному ремонту, приказ на осмотр теплотрассы, акт технического обследования объекта с указанием обнаруженных дефектов, мер по их устранению и сроков выполнения, дефектная ведомость.
Подтвердить (или опровергнуть) характер произведенных работ можно также результатами независимой экспертизы. Суды учитывают такие экспертные заключения в качестве основных доказательств. Например, в постановлении ФАС Уральского округа от 19.05.2014 N Ф09-2241/14 по делу N А60-11126/2013 произведенные налогоплательщиком работы были признаны ремонтом, основываясь на совокупном анализе представленных налогоплательщиком экспертных заключений и результатов судебной экспертизы. В то же время в постановлении ФАС Московского округа от 22.04.2014 N Ф05-3236/14 по делу N А40-57597/2012, напротив, результаты экспертизы подтвердили правоту налогового органа - произведенные налогоплательщиком работы являются модернизацией (реконструкцией).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав


9 октября 2015 г.

ГАРАНТ.РУ




Назад
 
ЗАЯВКА НА ОФД
ЭЦП ДЛЯ ВРАЧА
Открытый Кубок Приокского района по горному бегу logo_altasoft_960x860.jpg    

Подписка на рассылки

 

Облако тегов

 



Интернет-версия «ГАРАНТ-Образование»




Отправить другу | Печать | Добавить в избранное | Карта сайта


Официальный партнер компании ГАРАНТ
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-19300 от 30 декабря 2004 г.,

  выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия




2011 © ООО "Гарант-ЦМИКИ",
ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС"