Нижегородская облaстная служба правовой информации
(831) 469-31-00 in@cmiki.garant.ru

(16+)

 
   
Интернет-версия системы
ГАРАНТ

Как россияне будут работать и отдыхать в 2020 году: календарь рабочих и выходных дней

Как оформить и оплатить работу сотрудников в выходные и праздничные дни?

 

Ваши преимущества

Возможность для профессионального роста и успеха

Как легко принимать важные решения?

Что позволяет мгновенно и точно находить решение вашего вопроса?

Как быстро анализировать правовую информацию?

Почему важно, чтобы правовая информация была надежная и проверенная?

Как получать решения на все случаи жизни?

Вы хотите, чтобы ваша правовая система была всегда под рукой?

Как получать поддержку в режиме онлайн и быть на связи с коллегами?

 

Документы

Горячие документы Нижегородской области

Вопросы и ответы Правового Консалтинга

Аналитические статьи

 

Мониторинги

Мониторинг Федерального законодательства

Мониторинг законодательства ВЭД

Мониторинг Нижегородского законодательства

 

Сервисы


Как россияне будут работать и отдыхать в 2019 году: календарь рабочих и выходных дней

Профессиональные стандарты

Должностные инструкции

Школьная пора: памятка для родителей (подготовлено экспертами компании "Гарант")

Визовые требования, предъявляемые к российским гражданам при въезде в иностранные государства и к иностранным гражданам при въезде на территорию Российской Федерации

Новый порядок применения ККТ

Бланки, формы, образцы документов
 

Налоговый календарь

31 мая 2018 года
28 мая 2018 года
25 мая 2018 года
 

Онлайн-семинары

 

Следует ли налоговому органу в решении, которое выносится по итогам проведения выездной налоговой проверки, в рамках которой выявлены недоимка за один период и переплата за другой период, определять недоимку с учетом выявленной переплаты?

 
26.06.2015
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В решении, выносимом по результатам выездной налоговой проверки, указывается недоимка, размер которой определяется без учета выявленной у налогоплательщика переплаты.

Обоснование вывода:
В силу п. 2 ст. 11 НК РФ недоимкой является сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно (п. 5 ст. 78 НК РФ). При этом зачет является одним из способов уплаты налогов (п. 1 ст. 44, п.п. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Как указано в п. 8 ст. 101 НК РФ, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее также - решение) указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф. В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее также - решение) могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

В соответствии с п. 1 ст. 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.

После вступления в силу решения у лица, в отношении которого оно вынесено, возникает обязательство по уплате соответствующих сумм. Этому лицу в установленном ст. 69 НК РФ порядке направляется требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 3 ст. 101.3 НК РФ).

Каких-либо оснований для уменьшения выявленной в ходе проверки недоимки на сумму переплаты до вступления в силу решения налоговое законодательство не устанавливает. Из приведенных выше норм следует, что принятое налоговым органом решение не может включать положения, направленные на корректировку выявленной в ходе проверки недоимки путем фактического взыскания ее части (путем зачета имеющейся у налогоплательщика переплаты).

Переплата же подлежит учету налоговым органом уже на момент исполнения решения о привлечении к налоговой ответственности путем вынесения налоговым органом решения о зачете имеющейся переплаты в счет исполнения обязанности по уплате доначисленного налога.

Такой подход отражен, в частности, в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.09.2012 № 4050/12, постановлении Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 № 15638/12, а также в п. 10 Обзора практики рассмотрения налоговых споров Президиумом ВАС РФ, Верховным Судом РФ и толковании норм законодательства о налогах и сборах, содержащемся в решениях Конституционного Суда РФ за 2013 год. Этот обзор направлен ФНС РФ (письмо от 24.12.2013 № СА-4-7/23263) нижестоящим налоговым органам для использования в работе. До принятия указанных выше судебных актов в судебной практике встречался и противоположный подход, согласно которому при проведении налоговой проверки налоговый орган обязан принимать во внимание при принятии решения по итогам налоговой проверки наличие переплаты у проверяемого налогоплательщика (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 31.07.2009 № КА-А40/6875-09, от 22.04.2010 № КА-А40/3542-10, ФАС Северо-Западного округа от 02.08.2012 по делу № А26-7013/2011, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2012 по делу № А32-10647/2012). Однако на сегодняшний день именно первый из представленных подходов распространен в правоприменительной практике (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.06.2013 по делу № А33-486/2012, от 17.01.2013 № Ф02-3681/12 по делу № А58-3501/2011, ФАС Северо-Западного округа от 25.07.2013 по делу № А66-8648/2012, от 29.04.2013 по делу № А56-17324/2011, ФАС Московского округа от 29.08.2013 по делу № А40-136097/12-140-966, а также письмо ФНС России от 29.08.2011 № АС-4-2/14018).

Требования к составлению решений по итогам проверки установлены в п. 8 ст. 101 НК РФ, а формы утверждены приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ (приложения 12 и 13). При этом формы решений, хоть и не содержат соответствующих реквизитов уменьшенных налоговым органом сумм налогов, но не исключают возможность указания на необходимость соответствующей корректировки налоговых обязательств в описательной и резолютивной части решения.

C 12 июня 2015 года налоговые органы используют в своей работе обновленные формы документов, которые утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (приложения 30 и 31), при этом в п. 3.1 формы решений предусмотрено примечание, что недоимка указана без учета состояния расчетов с бюджетами.

Таким образом, по нашему мнению, в решении по итогам проверки налоговый орган указывает доначисленную недоимку без учета выявленной у налогоплательщика переплаты, которая будет зачтена после вступления в силу соответствующего решения.


Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Михайлова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей



11 июня 2015 г.

ГАРАНТ.РУ


Назад
 
ЗАЯВКА НА ОФД
ЭЦП ДЛЯ ВРАЧА
Открытый Кубок Приокского района по горному бегу logo_altasoft_960x860.jpg    

Подписка на рассылки

 

Облако тегов

 



Интернет-версия «ГАРАНТ-Образование»




Отправить другу | Печать | Добавить в избранное | Карта сайта


Официальный партнер компании ГАРАНТ
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-19300 от 30 декабря 2004 г.,

  выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия




2011 © ООО "Гарант-ЦМИКИ",
ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС"