Нижегородская облaстная служба правовой информации
(831) 469-31-00 in@cmiki.garant.ru

(16+)

 
   
Интернет-версия системы
ГАРАНТ

Ваши преимущества

Возможность для профессионального роста и успеха

Как легко принимать важные решения?

Что позволяет мгновенно и точно находить решение вашего вопроса?

Как быстро анализировать правовую информацию?

Почему важно, чтобы правовая информация была надежная и проверенная?

Как получать решения на все случаи жизни?

Вы хотите, чтобы ваша правовая система была всегда под рукой?

Как получать поддержку в режиме онлайн и быть на связи с коллегами?

 

Документы

Горячие документы Нижегородской области

Вопросы и ответы Правового Консалтинга

Аналитические статьи

 

Мониторинги

Мониторинг Федерального законодательства

Мониторинг законодательства ВЭД

Мониторинг Нижегородского законодательства

Изменения в законодательстве, вступающие в силу с 1 января 2017 года (подготовлено экспертами компании "Гарант")

 

Сервисы

Профессиональные стандарты

Должностные инструкции

Школьная пора: памятка для родителей (подготовлено экспертами компании "Гарант")

Как россияне будут работать и отдыхать в 2017 году: календарь рабочих и выходных дней

 

Налоговый календарь

28 декабря 2016
26 декабря 2016
20 декабря 2016
 

Онлайн-семинары

 

 

Стародавнее предание, ставшее широко известным в последнее десятилетие, гласит, что во времена Дмитрия Донского посетил эти места его духовный наставник, более известный миру как митрополит Алексий. Святой отец оглядел окрестности, которые в ту эпоху иначе как Диким Полем не звали, и изрек: "Будет, воздвигнут тут город великий, в котором просияет благочестие и который никакому разорению подвержен не будет".

Алексий, как показала история, оказался провидцем, предсказывая светлое будущее городу, который тогда, судя по иностранным картам XIV-XV веков, представлял собой лишь небольшую волжскую пристань Самара. Здесь в укромном и скрытом от чужого глаза месте останавливались купеческие и посольские караваны с товаром. Жили волжские вольные казаки. Мерили пространство степей поволжских на своих кибитках узкоглазые лихие кочевники. Находили здесь приют и дети дорог и лесов – разбойники.

Видимо, по этой причине приглянулось это урочище князю Григорию Осифовичу Засекину, который на этом месте заложил основу нынешней Самары в мае 1586 года, построив пограничную крепость. А уж если строить, так строить ударными темпами. И в какие-то полтора – два месяца соорудили саму крепость, административные здания – воеводскую и приказную избы, соборную церковь – храм Пресвятой и Живоначальной Троицы.

Для охраны крепости Самара, которая была единственной опорой государства на левом берегу Волги, строились оборонительные и пограничные заставы. Их названия сохранились и по сей день – Рубежное, Гранный. Понятное дело, что такое важное стратегическое положение обязало Самару возложить на себя к тому же функции таможенного поста. Первое упоминание о самарской таможне встречается еще в грамоте царя Федора Ивановича (сына самого грозного из всех Иванов) от 1588 года. В последней говориться о беспошлинном пропуске двух судов в Астрахань за рыбой и солью. Кроме того, в 1600 году в Самаре открыли пристань для царских судов, ходивших в Астрахань за солью. Эта "белая смерть", продающаяся ныне за копейки, тогда причислялась к товарам, облагаемым таможенными сборами. Ведь по Новоторговому Указу царя Алексея Михайловича с 1667 года соль стала предметом царской торговли и определялась для ввоза и вывоза частным лицам по отдельной грамоте. Тишайший царь был не только талантливым правителем, умевшим параллельно и головы рубить царевым изменникам, и слыть при этом кротчайшим человеком, но и обладал деловой жилкой, распознав в соли "perpetum mobile" тогдашней экономики. По прибыльности с солеными сборами могли сравниться ну разве что питейные.

В конце XVI – начале XVII века, конечно же, еще не существовало централизованного органа управления таможнями. Надзор за исполнением таможенных формальностей возлагался на местных воевод, которые могли, выбирать и назначать таможенников. А посему руки тогдашних управителей были по локоть в мошне с пошлинами. Хотя официально это им было запрещено. Но на Руси беда извечная – до царя, как до Бога, далеко, вот и творили на местах, что в буйну голову взбредет, И подтверждения такого самоуправства сохранились в ряде любопытных документов.

Один из них свидетельствует, что как-то пришла жалоба в посольский приказ на самовольство самарского воеводы М. Белосельского. Донес на него хиванский посол Хаджи-Юсуф. Чужестранец пожаловался самому самодержцу, что, мол, воевода товары у купцов отбирал, денег не платил. В ответ царь повелел разобраться, все-таки престиж государев на карту поставлен был.

Случай этот был далеко не единственный. В 1659 году "погорел" отнюдь не на делах праведных воевода Андрей Мясоедов, который опозорил земли самарские сбором незаконных налогов и взяток. Конечно, тогда слыхом не слыхивали об отделе по борьбе с экономическими преступлениями. Вот и приходилось государю-батюшке самому трудиться, подобной неблагодарной рутиной заниматься.

Чтоб прекратить воеводский беспредел, издал царь Указ от 25 октября 1653 года, в коем устанавливалась ответственность: «А буде, которые таможенные головы и целовальники, сверх продажной цены на товар учнут прибавочную цену накладывать и лишния пошлины имать, к тем головам и целовальникам чинить наказание без всякой пощады». Кстати, о целовальниках. Не подумайте ничего плохого об этих людях. Занятие у них было вполне невинное: сборы, налоги взыскивать с тяглового люда. А прозвали их так потому, что во время присяги на верность – крест целовали.

В XVII веке появились царевы "спецы" по делам таможенным. Такими "спецами", знавшими все тонкости таможенного дела, стали так называемые подьячие. В первые годы подьячих было немного, их присылали в глубинку на пару лет, редко на более длительный срок. Видимо, не все могли выдержать "прелестей" пограничного бытия. В начале 1680 года в Самаре было всего четверо таких подьячих – знатоков делопроизводства и права, архивистов и бухгалтеров, получающих за свой труд плату по делам своим. Подьячие отправлялись не только на таможенные заставы, но и в кабаки, на рыбные дворы, где тоже взимали пошлины. Через них в казну текли и другие сборы. Разумеется, большой доход был от питейных заведений, ведь на Руси выпить всегда любили.

Вторым лицом после воеводы был городской приказчик, или городничий. Кроме вопросов городского характера, он надзирал за сбором налогов и приемом купцов. Как отмечено в царском Указе 1688 года, главной опорой воеводы и городничего, исполнителем наиболее ответственных поручений выступала местная знать – дворяне и дети боярские, поскольку крепость имела прежде всего военное и погранично-постовое значение.

Со второй половины XVII века везде на пути следования торговых речных и сухопутных караванов устраивались усиленные заставы. Туда на оговоренный срок посылали отряды стрельцов во главе с каким-нибудь самарским дворянином. На таких заставах-таможнях, примерно как сейчас, проверялись транзитные грузы. Выискивались «заповедные» товары, то бишь контрабанда. Ну и, естественно, взимались пошлины.

«Откупная» система взимания таможенных сборов предоставлялась на один год. Откупщик принимал на себя обязательство уплаты правительству «известной суммы денег в известные сроки». Что должны были засвидетельствовать его поручики, которые в случае неплатежеспособности данного лица должны были за него погасить задолженность. Все откупные условия, в кои входили перечень пошлин, их размер и способы взимания, подробно расписывались в таможенных грамотах. А откупщики «состояли под надзором» воеводы.

На городских таможенных заставах совершалось большинство торговых и посреднических операций проезжавших через Самару людей торговых. Однако некоторых в пределы крепости не допускали. Например, калмыки и ногаи оказались, как бы сейчас сказали, в числе маргиналов или изгоев. В город их не допускали, и торговать им разрешалось только на северо-восточной окраине города.

В последующие годы, вплоть до воцарения любимой дочери Петра –Елизаветы, таможенные органы все более и более разрастаются. К сведению, в 1673 году самарским воеводой был назначен Афанасий Денисович Фонвизин, прадед писателя Д.И.Фонвизина, не только объединивший под своим началом все местное городское управление, как военное, так и гражданское, и действовавший по «наказам» московских приказов, но и несколько упорядочивший таможенную систему. Так что, можно смело утверждать, что земля самарская имеет прямое отношение к русской классике.

Внутренние таможенные сборы взимались со всех проходящих товаров. Не один караван мимо бдительного ока орлов государевых не проходил. Устраивались даже специальные засады для контроля за потайным привозом соли и других товаров с Яика, переименованною после Пугачевщины в Урал.

В череде дворцовых переворотов, захлестнувших Россию в XVIII веке, на трон императорский гвардейцы посадили законную наследницу Елизавету Петровну, славившуюся не только красой писаной, но и недюжиным умом. Именно в двадцатилетие ее царствования происходит коренной перелом в таможенном деле России. Выразился он в ликвидации таможенных ограничений внутри страны. Это было вызвано не прихотью последнего фаворита императрицы П.И.Шувалова, по совместительству возглавлявшего правительство. Ведь именно ему принадлежит разработка проекта уничтожения разорительных для купцов внутренних таможенных пошлин и увеличение внешних экспортно-импортных пошлин. Вызвана же эта реформа была объективной экономической необходимостью. В ту пору русское государство в экономическом отношении оставалось разбитым на множество отдельных мелких областей. В каждой из которых взимались пошлины с продаваемых и привозимых для продажи товаров. Что никак не могло способствовать формированию единого внутреннего рынка. К тому же поступали многочисленные жалобы от купцов. Жалились они на неудобства в торговле, на злоупотребления чиновников, мзду берущих, на многочисленные пошлины внутри страны. Все это вместе взятое наряду со сложной процедурой досмотра товаров и записи в таможенных книгах серьезно тормозило развитие торговли. Поэтому в 1747 году при сенате была учреждена специальная комиссия из членов коммерцколлегии и купечества для пересмотра старых порядков и составления нового тарифа,

И 20 декабря 1753 года Высочайшим Указом, Ея Императорского Величества Елизаветы Петровны были утверждены предложения «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов». Самарская таможня, как и другие внутренние таможни Российской империи, была закрыта на два с лишним века.

Возродилась вновь она лишь в конце 80-х годов ушедшего столетия. Связано это было с изменением политики государства на внешней арене. Свою роль сыграло здесь падение так называемого "железного занавеса". Из-за него в Россию хлынула толпа любопытствующих, желающих воочию убедиться, что медведи по улицам у нас не ходят, а женщины поголовно не носят косу до пят и сарафаны. Наряду со все увеличивающимся потоком интуристов возросло количество участников внешнеэкономической деятельности. Пограничным таможням стало очень трудно справиться со всем этим разношерстным контингентом, приезжающим сюда не всегда с благими намерениями. Поэтому возникла необходимость в создании внутренних таможен, где в настоящее время оформляется основная масса грузооборота. Что и было сделано в конце 1988 года.

Куйбышевский таможенный пост Средневолжской территориальной таможни был создан в сентябре 1989 года. В его штате числились лишь 15 человек. А 10 ноября 1993 года возникла самарская таможня. В ее состав вошли таможенные посты: Новокуйбышевский, Чапаевский, Похвистневский, аэропорт «Курумоч», а в 1994 году был создан таможенный пост Почтовый.

Успехи работы наших таможенников были оценены по заслугам в столице. В 1997 году таможне была присвоена I категория. Так как она отличилась тем, что внесла в федеральный бюджет свыше четверти регионального вклада.

Важность самарской таможни обусловлена в том числе и тем, что Международный аэропорт "Самара" с 1998 года является ключевым транспортным узлом Среднего Поволжья. Третьим аэроузлом России после Москвы и Санкт-Петербурга, через который сейчас проходит около 150 рейсов в месяц. Аэропорт принимает воздушные суда более 50 авиакомпаний России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Самарская таможня не стоит на месте в своем развитии. Начиная с мая 1998 года, появилось нововведение, перенятое у шереметьевских коллег. С той поры и по сей день при таможенном оформлении допускается провоз некоторых предметов без письменного декларирования.

Много воды утекло с того памятного момента, когда появилось первое упоминание о самарской таможне. И хотя времена изменились, и "заповедный" товар нынче не похож на ткани бухарские и безобидную соль, но неизменной осталась игра в прятки, которую затевают контрабандисты и которую непременно нужно выиграть таможенникам.

Материал подготовил Павел Лисицкий
тел. Пресс-службы Приволжского ТУ - 318-314
телефон доверия - 318-399

 
КУПИТЬ ГАРАНТ
КУПИТЬ ЭЦП
КУПИТЬ ОТЧЕТНОСТЬ

Подписка на рассылки

 

Облако тегов

 





Отправить другу | Печать | Добавить в избранное | Карта сайта


Официальный партнер компании ГАРАНТ
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-19300 от 30 декабря 2004 г.,

  выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия



2011 © ООО "Гарант-ЦМИКИ",
ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС"

Яндекс цитирования NN counter top100