Нижегородская облaстная служба правовой информации
(831) 469-31-00 in@cmiki.garant.ru

(16+)

 
   
Интернет-версия системы
ГАРАНТ

Ваши преимущества

Возможность для профессионального роста и успеха

Как легко принимать важные решения?

Что позволяет мгновенно и точно находить решение вашего вопроса?

Как быстро анализировать правовую информацию?

Почему важно, чтобы правовая информация была надежная и проверенная?

Как получать решения на все случаи жизни?

Вы хотите, чтобы ваша правовая система была всегда под рукой?

Как получать поддержку в режиме онлайн и быть на связи с коллегами?

 

Документы

Горячие документы Нижегородской области

Вопросы и ответы Правового Консалтинга

Аналитические статьи

 

Мониторинги

Мониторинг Федерального законодательства

Мониторинг законодательства ВЭД

Мониторинг Нижегородского законодательства

Изменения в законодательстве, вступающие в силу с 1 января 2017 года (подготовлено экспертами компании "Гарант")

 

Сервисы

Профессиональные стандарты

Должностные инструкции

Школьная пора: памятка для родителей (подготовлено экспертами компании "Гарант")

Как россияне будут работать и отдыхать в 2017 году: календарь рабочих и выходных дней

 

Налоговый календарь

28 декабря 2016
26 декабря 2016
20 декабря 2016
 

Онлайн-семинары

 

 

Интернет-конференция "Новый Таможенный Кодекс РФ в действии"

ГОЛЕНДЕЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНАПЛАТОНОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧИнтернет-конференция 
первого заместителя начальника Приволжского Таможенного Управления
Голендеевой Татьяны Николаевны и первого заместителя начальника Приволжской Оперативной Таможни Платонова Владимира Александровича
"Новый Таможенный Кодекс РФ в действии"

Таможенный Кодекс РФ

Тема конференции «Новый таможенный кодекс в действии».
Конференция проводилась 3 марта 2004 с 11:00 до 13:00 в Инновационно-технологическом центре (корпус№8) ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Конференция была организована Областной службой правовой информации компанией ЦМИКИ совместно с пресс-службой Приволжского Таможенного Управления.

На вопросы отвечали:

Голендеева Татьяна Николаевна 
- генерал-майор таможенной службы, первый заместитель начальника Приволжского Таможенного Управления, начальник службы федеральных таможенных доходов.

Платонов Владимир Александрович - полковник таможенной службы, первый заместитель начальника Приволжской Оперативной Таможни.

Гребешов Александр Глебович - майор таможенной службы, начальник Пресс-службы Приволжского Таможенного Управления.

Ведущая интернет-конференции - Левакина Елена Ивановна - заместитель генерального директора компании ЦМИКИ.

Список поступивших вопросов...
Вопросы-ответы...

Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа, здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Нашу конференцию открывает генеральный директор компании ЦМИКИ - Трянин Виктор Васильевич.

Трянин В.В.: Добрый день! Компания ЦМИКИ (Центр международной и коммерческой информации) является региональным партнером НПП “Гарант-Сервис” г.Москва и разработчиком региональных информационных баз Системы ГАРАНТ, более 8 лет на рынке правовых услуг. На обслуживании в компании свыше 750 учреждений и предприятий региона, в том числе таможенные структуры. Наше сотрудничество с таможней продолжается уже несколько лет, в том числе и в сфере интернет-технологий, это сотрудничество идет в плане информирования участников ВЭД о происходящих изменениях в сфере таможенного законодательства. Это наша первая интернет-конференция, и мы надеемся на ее дальнейшее продолжение. Спасибо!

Ведущая: В связи с вступлением в силу с 1 января 2004 г. нового Таможенного Кодекса многие наши пользователи, так или иначе связанные с внешнеэкономической деятельностью, просят прокомментировать отдельные положения этого основополагающего документа. Освещению этих вопросов посвящена наша сегодняшняя интернет-конференция на тему: "Новый таможенный кодекс в действии", организованная совместно с пресс-службой Приволжского Таможенного Управления, руководитель - Гребешов Александр Глебович.

Гребешов А.Г.: Спасибо. Прежде чем представить наших уважаемых гостей - руководителей Приволжского Таможенного управления - я бы хотел поблагодарить Трянина Виктора Васильевича и всех сотрудников компании ЦМИКИ, кто участвовал в подготовке этого значительного мероприятия. Мы выходим на качественно новый уровень сотрудничества, событие, я думаю, неординарное в плане нашего партнерства. Спасибо за предоставленные услуги, спасибо за то, что нас услышит наша интернет-аудитория. Второе, что бы я хотел сказать - большое спасибо всем тем, кто откликнулся, кто в течение месяца задавал свои вопросы, интересные и актуальные, касающиеся нового Таможенного кодекса Российской федерации. Я с удовольствием представляю наших гостей - генерал-майора таможенной службы, первого заместителя начальника Приволжского Таможенного Управления, начальника службы федеральных таможенных доходов Голендееву Татьяну Николаевну, и полковника таможенной службы, первого заместителя начальника Приволжской Оперативной Таможни - Платонова Владимира Александровича. Это два значительных специалиста в своем деле.

Ведущая: К началу конференции поступило 65 вопросов. На наиболее интересные из них мы постараемся сегодня получить ответ. К нам поступил вопрос от Нелли Николаевны из Нижнего Новгорода.
Какими информационными источниками руководствуется таможня при определении цены и корректировке таможенной стоимости товара, ввозимого на территорию РФ?

Гребешов А.Г.:
Татьяна Николаевна, наверное, это Ваш вопрос.

Голендеева Т.Н.: Да, это несомненно мой вопрос, но прежде чем отвечать, я хотела бы сказать, что я очень рада встречи со всеми Вами. Для меня это очень необычный вид сотрудничества с участниками внешнеэкономической деятельности, хотя, поверьте, я очень много встречаюсь. Я очень волнуюсь и я хочу, чтобы у нас с Вами получится заинтересованный диалог, и что будут получены исчерпывающие ответы на вопросы граждан-участников ВЭД, поскольку Вы знаете, что с 1 января вступил в силу новый Таможенный Кодекс, который нацеливает таможенные органы не столько на проверку и контроль товаров, транспортных средств, физических лиц, а именно на тесное взаимодействие с участниками ВЭД на предмет развития внешнеэкономических связей, внешнеэкономической торговли. И я думаю, что нынешнее мероприятие как раз в унисон с теми задачами, которые представлены перед Таможенным кодексом. Я нисколько не удивлена, что первым вопросом нашей встречи стал вопрос о таможенной стоимости. Поверьте мне, что те, кто занимается внешнеэкономической деятельностью - давно или недавно - в данный момент встречается лицом к лицу с проблемами в работе при заявлении таможенной стоимости. Но таможенные органы не определяют цены товаров, мы стремимся вступить в ВТО, жизнь покажет, как это у нас получится, может, новое правительство в этом плане предпримет определенные шаги, но самое главное, что у нас с Вами рыночная экономика, и цены определяются покупателем и продавцом, и все это фиксируется договорными отношениями в виде контракта на внешнеэкономическую деятельность, где все эти цены обозначены.

Декларант, брокер заявляет таможенную стоимость в Грузовой Таможенной Декларации, предъявляет ее нам, и только после этого начинается таможенный контроль на предмет достоверности заявленной таможенной стоимости. В этом мы руководствуемся, во-первых, Таможенным кодексом. Это статьи 322 и 323, и приказом ГТК 1022 от 16.09.2003. Очень принципиальный документ, который пригодится Вам в различных ситуациях, связанных с таможней. Этот приказ - перечень документов, необходимый при декларировании товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом. Это основополагающий документ. Получается так. Но тем не менее, все еще действует закон о Таможенном Тарифе, в котором указаны 6 методов определения таможенной стоимости. Когда таможенный орган определяет таможенную стоимость, он начинает с самого распространенного метода - с первого - по цене сделки ввозимого товара, которая зафиксирована во внешнеторговом контракте и в Инвойсе. Если у нас есть основания полагать, что таможенная стоимость предъявлена недостоверно, или предложен пакет документов согласно приказу ГТК 1022 от 16.09.2003, и еще у нас есть один приказ 998-ой на этот предмет, то в этом случае уже таможенный орган начинает процедуру проверки достоверности заявленных сведений. И вот в новом Таможенном кодексе появился новый термин, которого раньше не было - мы вступаем в консультации с участников ВЭД на предмет выбора метода определения стоимости. Если мы отказываем участнику ВЭД в определении таможенной стоимости по первому методу, а мы должны иметь к этому веские основания и достаточно логично в письменном виде это изложить, мы переходим к остальным методам. Мы будем искать ценовую информацию на однородные, идентичные товары, которые ввозятся по внешнеторговым контрактам с другими участниками ВЭД, таможенную стоимость тех товаров, идентичных или однородных, которые уже реализуются на внутреннем рынке России, очистив их от ряда составляющих - от торговой наценки, таможенных платежей и так далее.

Мы можем определять таможенную стоимость по калькуляции себестоимости товара, если она будет предъявлена. При этом, Вы знаете, мы будем использовать различные источники. Существуют экспертные ценовые сборники, мы широко используем Интернет, прайс-листы производителей, делаем запросы в представительства иностранных фирм, которые базируются на территории России для подтверждения заявленной таможенной стоимости, потому что, Вы сами понимаете, информация от производителя - самая достоверная. Вы видите, что диапазон источников информации очень и очень широкомасштабен. Еще раз повторю, что цену мы не определяем, мы лишь проверяем достоверность указанной информации. У Вас есть все права доказать свою таможенную стоимость и в процессе консультация с нами. Мы не занимаемся никаким давлением, мы участвуем в консультациях, мы предлагаем Вам выбрать метод определения стоимости. При этом, я хочу подчеркнуть особо: вопрос контроля таможенной стоимости ни в коем случае не должен отражаться на сроках выпуска товара. Вы знаете, что по условиям нового Таможенного кодекса срок выпуска товара сокращен с 10 до 3 дней - очень жесткие рамки. Если у нас с Вами есть расхождения в вопросах определения таможенной стоимости, если мы хотим от Вас ее подтверждения или получить дополнительные документы - усильте свою позицию, представьте нам прайс-лист производителя, мы Вам дадим на это время. Но на это время мы Вам предложим внести сумму обеспечения. Таковы правила, таков новый Таможенный кодекс. Мы Вам предложим внести сумму обеспечения, то есть дополнительные средства сверх тех, которые Вы заплатили по заявленной таможенной стоимости, уже исходя из той ценовой информации, об источниках которой я Вам говорила. Но мы вам должны достаточно четко объяснить, почему мы считаем необходимыми дополнительные таможенные платежи, из какой таможенной стоимости мы исходили.

Гребешов А.Г.: Спасибо, Татьяна Николаевна. Ответ достаточно полный и ясный. И еще один вопрос от нижегородца, Александр спрашивает:
Какие расходы может понести экспортёр, в случае возврата некачественной продукции? Придется ли платить импортную пошлину или нет?

Голендеева Т.Н.:
Вопрос понятен. Я понимаю, что этот вопрос волнует достаточно многих, потому что в практике он встречается достаточно часто. Это касается в первую очередь экспортеров, когда в силу тех или иных обстоятельств иностранный партнер не принимает его продукцию по каким-то потребительским качествам - какие-то рекламации и так далее, и так далее. Но давайте начнем с того, что российский товар, вывезенный в режиме экспорта с соблюдением всех необходимых условий, связанных с заявлением режима экспорта, намереваются ввезти назад. Встает логичный вопрос: под какой таможенный режим будет помещаться этот товар? Вы знаете, у нас есть такие понятия: основной таможенный режим и особенности ввоза, так называемые процедуры.

Участник ВЭД имеет право, если с момента вывоза такого товара не прошло более 3 лет, а по старому Таможенному кодексу - 10 лет, подвести его под режим реимпорта. И хотя новый Таможенный кодекс не трактует таких понятий, как льготный режим, но тем не менее режим реимпорта - упрощенный режим, позволяющий участнику ВЭД безболезненно осуществить подобные ситуации. При помещении товара под режим реимпорта не уплачиваются никакие пошлины и налоги, за исключением сборов за таможенное оформление. Но мы взимаем внутренний акциз и НДС, от которого участник ВЭД был освобожден или ему было произведено возмещение налоговой службой в момент экспорта. Вы знаете, что при экспорте налоговая ставка равна нулю.

Так вот, если такое возмещение произошло, то мы, кроме сборов за таможенное оформление, взыщем внутренний акциз и внутренний НДС. Но если Вы принесете справку из налоговых органов, что возмещение не было произведено, тогда мы с Вас не будем брать внутренний акциз и НДС, потому что возмещение его Вам не состоялось. Тогда Вы будете уплачивать только сборы за таможенное оформление, и ни о какой импортной пошлине вопрос не стоит. Если участник ВЭД не может выполнить все требования, связанные с режимом реимпорта, то есть, например, прошло более 3 лет, в этом случае данный товар, пусть в процедуре и будет стоять, что это возврат некондиции, предположим, будет помещаться под обыкновенный режим выпуска для внутреннего потребления, так теперь называется режим для свободного обращения. Если российский товар будет помещен под режимом для внутреннего потребления, никаких льгот не будет. Мы взимаем платежи по полному ранжиру: и сбор за таможенное оформление, и импортную пошлину, и внутренние НДС и акциз и, если этот товар подакцизный.

Гребешов А.Г.: Подробно. Спасибо.
Ведущая: Вопрос от Андрея из Нижнего Новгорода: Имеют ли право таможенные органы останавливать машины, перевозящие товары из-за границы, вне зоны таможенного контроля?
Гребешов А.Г.:
Владимир Александрович, наверное, это по Вашей части вопрос.

Платонов В.А.: Таможенный кодекс и в частности статья 410 подробно регламентирует деятельность таможенных органов в части остановки транспортных средств. Таможенные органы имеют право останавливать транспортное средство, в том числе и осуществляющее международные перевозки, только в зонах таможенного контроля. Вне зон таможенного контроля таможенные органы такими правами не наделены, но это право предоставлено органам внутренних дел, которые отвечают за безопасность движения, во взаимодействии с таможенными органами. Такая деятельность регламентируется совместными приказами при руководстве операциями. В случае остановки транспортного средства вне зоны таможенного контроля, досмотр транспортного средства осуществляется в течение 2 часов. По результатам составляется акт, который предъявляется лицу, перевозящему груз. Принудительно помещение товара на склад СВХ или место, определенное зоной таможенного контроля, осуществляется в рамках дел об административных нарушениях.
Гребешов А.Г.: Спасибо. А вот еще такой вопрос.
Во многих нормативных актах ГТК "проскакивает" фраза: "при выявлении рисков, доведенных до таможенного поста в бумажном и электронном виде, уполномоченные лица действуют..." и далее в контексте. Хотелось бы узнать, о чем идет речь и можно ли ознакомиться с этими рисками по Приволжскому округу?
Вопрос задает Ольга Сергеевна из Н.Новгорода. Татьяна Николаевна, опять, наверное, вопрос к Вам.

Голендеева Т.Н.: Вопрос очень принципиальный. В новом Таможенном кодексе появилось такое понятие “ограниченные ресурсы таможенных органов”. Да, таможенные ресурсы ограничены. Вы знаете, что таможенников около 60 тысяч по России. В дальнейшем, в рамках предстоящей административной реформы, количество их, по всей вероятности, будет не увеличиваться, а уменьшаться, а внешнеэкономическая деятельность будет расширяться, товарные потоки будут расти, поэтому осуществлять стопроцентный контроль каждого груза, перемещаемого через границу, у нас нет таких ресурсов. И поэтому на III Всероссийском совещании было принята целевая программа развития таможенной службы до 2008 года. И таможня должна усилить работу по анализу рисков, не всех перевозимых грузов, а только тех грузов, которые могут быть связаны с рисками. Что же такое риск, как его определяет Таможенный кодекс.

Риск - это вероятность нарушения таможенного законодательства, связанная с уклонением от уплаты причитающихся таможенных пошлин и налогов, а также других требований таможенного оформления. Товары риска - это товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, в отношении которых существует вероятность нарушения таможенных правил в целях уклонения от уплаты причитающихся таможенных пошлин и налогов, а также других мер таможенного контроля. Есть еще такое понятие: “товары прикрытия” - это товары, которые с достаточно высокой вероятностью могут заявляться вместо товаров риска. Необходимость появления таких понятий может быть объяснена существованием и развитием концепции контроля и управления рисками, анализ риска. Практически невозможно в нашей встрече рассказать о всех рисках - возможен один риск, или сочетание нескольких рисков. Например, бытовая техника подпадает под определение товаров риска. Мы на практике убедились, что ставка пошлины на бытовую технику очень высока, и были случаи продекларировать телевизоры как громкоговорители - налицо недостоверное заявление кода товара, поэтому из практики бытовая техника попала в категорию риска.

Есть еще такое понятие, как фирмы-однодневки, которые, осуществив определенные сделки, пропали. Поэтому фирмы-однодневки и товары, которые они ввозят, тоже относятся к рисковой поставке. Еще пример - двадцатитонная фура, загруженная на пять тонн, тоже вызывает сомнение у таможенного органа: мы понимаем, что просто так воздух никто не перевозит, поставка эта рисковая, потому что загрузка заниженная, возможно, там какая-нибудь легкая вата, но тем не менее, ситуация вызывает у таможенников сомнения. Или завышенная загрузка: фура на 20 тонн, а продекларировано - 40 тонн. Рисковые поставки ставятся на контроль не только из-за товаров, но и из-за сомнительных фирм - участников ВЭД.

При старом Таможенном кодексе существовал приказ, который все эти риски ранжировал, на сегодняшний день этот приказ отменен, но мы ожидаем новой концепции, нового положения о рисках, я полагаю, что он будет просто более грамотно развит по сравнению со старым приказом, учитывая ту практику, которую удалось наработать за этот период времени. А наши технологии совершенствуются, мы начинаем отслеживать эти риски в момент пересечения таможенной границы, мы бросили большие силы на это, но все свои секреты мы Вам открывать не будем.

Гребешов А.Г.: Спасибо, Татьяна Николаевна.
Ведущая: Константин из Нижнего Новгорода задает вопрос:
Наша организация получила официальное предупреждение от Нижегородской таможни о нарушении действующих таможенных правил. Вопрос: какую юридическую силу имеет это предупреждение?

Платонов В.А.
: Официальное предупреждение вынесено в соответствии с теми полномочиями, которые предоставлены таможенным органам Таможенным кодексом. Но если говорить о видах административных предупреждений, таких как штраф и другие, указанные в Таможенном кодексе, которые, кстати, можно выносить лишь в тех случаях, которые предусмотрены для определенного вида нарушения, то по таможенным правонарушениям существует статья 1612 “О несвоевременном предоставлении ГТД”. Таким образом, лицо, привлеченное к административной ответственности, будет считаться таковым в течение года. Если будут повторы нарушений, все это будет учитываться, и к санкциям будут добавлены штрафы, а штрафы в административном кодексе за нарушение таможенных правил очень высоки и зависят от стоимости товара.

Гребешов А.Г.: То есть юридическая сила достаточно мощная. Спасибо. Вопрос от нижегородца Александра Сергеевича.
Является ли грузовая таможенная декларация официальным документом при подтверждении цены?

Голендеева Т.Н.:
Уважаемый Александр Сергеевич! Мне не совсем понятно, в каком органе Вы бы хотели подтвердить свою цену? Я уже подробно рассказала, как идет проверка достоверности таможенной стоимости. После того, как в декларации появляется печать “Выпуск разрешен”, это означает, что таможня согласовала таможенную стоимость исходя из тех методов, о которых мы с Вами уже говорили, при осуществлении консультаций. Грузовая таможенная декларация - это очень серьезный документ, он Вам необходим, если Вы будете осуществлять экспорт товара, потому что, если Вы будете подавать заявление в налоговые органы на предмет возмещения НДС при экспорте, предоставление ГТД просто необходимо.

ГТД Вам потребуется, если Вы проводите дальнейшую реализацию товара на внутреннем рынке, потому что там происходят определенные налоговые вычеты, налоговики облагают каждый оборот налогом на добавленную стоимость, а та часть НДС, которую Вы платили таможенным органам, будет вычитаться. То есть, грузовая таможенная декларация - это очень серьезный документ, и если Вы хотите подтвердить стоимость товара в каких-то органах, Вы имеете полное право это сделать. Должна Вам сообщить, что когда мы осуществляем таможенную ревизию на предмет выхода на предприятие, мы можем проконтролировать достоверность заявленной таможенной стоимости по вашим бухгалтерским документам, потому что, если Вы законопослушный участник ВЭД, то должны оприходовать свой ввезенный товар по той стоимости, которую заявили в грузовой таможенной декларации. Если существует расхождение, мы можем вернуться к контролю таможенной стоимости и после выпуска товара, потому что расхождение таможенной стоимости, указанной в ГТД и в Ваших бухгалтерских документах, - это достаточно серьезное нарушение. Я думаю, что я ответила на вопрос.

Гребешов А.Г.: Да, достаточно полно и ясно. Спасибо.
Ведущая: Валентин Николаевич из Нижнего Тагила задает вопрос по поводу ситуации, в которую он попал:
При оформлении документов на одном из пограничных таможенных постов мне, как ответственному за груз, было предложено в настоятельной форме дать показания в служебном кабинете. Имеют ли право на это таможенники? Возможно ли по правилам им проводить личный досмотр?

Платонов В.А.
: Если обратиться к формам таможенного контроля, а в вопросе изложена как раз одна из форм таможенного контроля, я должен сказать, что таможенные органы, должностные лица, вправе получать пояснения с целью выяснения обстоятельств, которые необходимо выяснить при таможенном контроле. Я могу назвать статьи - это 368 и 369 статьи Таможенного кодекса. Получение пояснений осуществляется в письменной форме от лиц, которые указываются в статье 16, связанных с заключением торгового контракта или обладающих полномочиями на пользование и владение товара, перемещаемого через таможенную границу.

Гребешов А.Г.: Спасибо. Следующий вопрос Вам, Татьяна Николаевна. Сергей из Нижнего Новгорода интересуется:
Что необходимо, чтобы владелец склада временного хранения был включен в реестр и какие требования предъявляются к обустройству СВХ?

Голендеева Т.Н.: Вопрос очень многообразный. Должна Вам сказать, что целая глава, 12 глава нового Таможенного кодекса РФ, которая состоит из огромного количества статей (ст.ст. 99 - 118), вот все эти статьи регламентируют временное хранение товаров. То есть если Вы поднимете таможенный кодекс, вы получите исчерпывающие ответы. Но я бы хотела обратить Ваше внимание на один важный момент, просто исходя из практики: что послужило главным камнем преткновения - в Приволжском регионе несколько сократилось количество складов временного хранения по сравнению с тем, сколько их действовало на момент 1 января 2004 года. С чем это связано. Еще раз повторю, что об обустройстве складов Вы все можете прочитать в Таможенном кодексе, в главе 12 - там все достаточно подробно изложено. Но те проблемы, которые возникли, они не связаны с обустройством СВХ, потому что требования изменились очень незначительно. Главное требование, которое изменилось принципиально, связано с суммой обеспечения. Раньше в околотаможенной сфере действовало понятие лицензии, которая выдавалась складу временного хранения, сейчас есть понятие - включение в реестр. То есть в 12 главе ТК четко сказано, какой пакет документов нужно представить, чтобы быть включенным в реестр. Но стоит особо обратить свое внимание на сумму обеспечения.

Суммы обеспечения в новом Таможенной кодексе возросли достаточно серьезно, поэтому все мелкие склады, которые не соответствовали нашим требованиям, не были включены в реестр. Я хочу сказать еще, что внешней торговлей должны заниматься серьезные, законопослушные граждане, масштабные организации и владельцы складов-терминалов. Это краеугольный камень, на котором стоит таможенная система и который не позволяет минимизировать риски, о которых я говорила, поэтому тенденция такая, что мы поддерживаем наиболее крупные, наиболее цивилизованные склады, в связи с этим и возросли суммы обеспечения. Я Вам должна сказать, что при учреждении СВХ существуют такие ставки: начальная цена - 2,5 млн. рублей плюс тысяча рублей за каждый квадратный метр, если это стоянка открытая, и 300 рублей за каждый кубический метр, если это площадка закрытая. Мало того, что должа быть внесена сумма обеспечения, так еще и все грузы должны быть застрахованы. Страховка должна быть: 3,5 тысячи рублей за каждый квадратный метр, если стоянка открытая, и 1000 рублей за кубический метр - если закрытая. Суммы достаточно приличные, но в то же время расширились права владельцев СВХ.

Наметилась тенденция: в последнее время мы готовы работать в самых льготных вариантах с крупными участниками ВЭД, с крупными владельцами таможенных терминалов, но и таможенные органы сейчас подвержены реорганизации, происходит укрупнение таможенных постов. В результате укрупнения, слияния таможенных постов получилось так, что почти при каждом есть зона таможенного контроля, но бывает так, что склады временного хранения находятся на некотором удалении от таможенной зоны, 10-15 километров. И здесь есть, как мы называем, короткое плечо доставки. Так вот владельцы СВХ, внеся эту сумму обеспечения, могут выступать гарантами внутреннего таможенного транзита, то есть обеспечения доставки товара теми же деньгами, которые были внесены при учреждении СВХ. То есть их возможности распространяются не только на склад, но и на внутренний таможенный транзит. Это тоже удобно и снимает некоторые трудности.

Гребешов А.Г.: Спасибо, Татьяна Николаевна, Вы уже частично ответили на следующий вопрос от Сергея из Нижнего Новгорода.
Ведущая: Сергей спрашивает:
Куда же теперь должна осуществляться доставка груза? На таможенный пост или на указанный в документах СВХ (который не находится в месте расположения поста)? И если пост направляет груз на СВХ, который находится от него в 10км, то нужна ли процедура ВТТ и обеспечение платежей?

Голендеева Т.Н.:
Да, я частично уже ответила на этот вопрос, поскольку, я еще раз повторю, груз должен поступить в зону таможенного контроля в зоне деятельности конкретного таможенного поста, а склад может находиться на удалении. И вот на это, как мы называем, короткое плечо, действительно это внутренний таможенный транзит, пусть это в упрощенном варианте, но сумма обеспечения должна быть внесена. И в этом случае, если владелец склада берет на себя поручительство над ВТТ, он может обеспечить этот транзит той суммой обеспечения, которую он внес в качестве учредителя этого склада временного хранения.

Гребешов А.Г.: Спасибо, вопрос от Ирины Владимировны из Самары:
Собираюсь вывезти за рубеж несколько видеофильмов по спектаклям авторского театра и методикой школы актера. Материал записан на видеодиски. Какое оформление требуется на таможне и считается ли этот материал интеллектуальной собственностью автора методики.

Голендеева Т.Н.:
Этот вопрос связан с вывозом культурных ценностей. В таможенных органах нет таких специалистов, и перед нами не стоит такая задача: проводить анализ, культурная это ценность или нет. Тут два вопроса: что такое интеллектуальная собственность и что такое вывоз именно фильмов. Дело в том, что действительно в соответствии с новым Таможенным кодексом перед нами стоит задача по контролю интеллектуальной собственности. Эту работу мы вели и в соответствии со старым таможенным кодексом, но с новым кодексом эта работа будет только расширяться. Что предусматривает эта работа - защиту правообладателя. То есть любой правообладатель любой торговой марки, брэнда может обратиться в Государственный Таможенный Комитет, причем совершенно безвозмездно, на предмет защиты его интеллектуальной собственности, включения его в реестр. То есть в случае ввоза этой контрафактной продукции, мы можем задержать ее, держать достаточно долго, до 10 дней, и сообщать правообладателю, пока он не разберется, его это товар или контрафактный, то есть кто-то под его марку работает. Вот что такое защита интеллектуальной собственности.
Это только на ввоз товаров по определенным брендам, владельцы корторых обратились в ГТК и попали в реестр. Что касается этих дисков - если мы видим при их проверке, что это фильмы, имеющие какой-то раритет, или это авторская работа, мы не специалисты и поэтому потребуем с Вас справку о том, какой статус имеет этот фильм. В Нижнем Новгороде, да и в каждом субъекте федерации, есть территориальные управления по сохранению культурных ценностей. У нас оно расположено по адресу ул.Рождественская, 18-в, тел. 33-25-71. Поэтому, чтобы у Вас не было никаких проблем с таможней, желательно обратиться туда и получить справку, что этот фильм никакой культурной ценности не имеет. Если такая справка будет, то нет вопросов - вывозите.

Ведущая:
Спасибо, Татьяна Николаевна. Именно к этому вопросу Марина из Нижнего Новгорода интересуется:
Господа! Хочу вывезти во Францию фамильный сервиз, которому меньше 100 лет, хотя не очень в этом уверена. Меня выпустят из Шереметьева, или какие справочки надо заготовить?

Голендеева Т.Н.:
Вопрос один к одному. Она сама не уверена - 100 лет ему, 200 или 50! Поэтому лучше проконсультироваться со специалистами. Еще раз подчеркиваю - в таможне таких специалистов нет.

Платонов В.А.: Когда речь идет о вывозе культурных ценностей, мы руководствуемся законом о вывозе и ввозе культурных ценностей. Этот закон был принят в 1993 году. А есть еще нормативные акты, которые издаются Министерством Культуры. Есть Приказ Министерства Культуры 844 от 2001 года “Об уточнении порядка оформления документации на право вывоза культурных ценностей и предметов культурного назначения с территории РФ”. Этим приказом утвержден перечень культурных ценностей. Если этот сервиз относится к этому перечню, то необходимо предоставить свидетельство на право вывоза. К этому приказу есть специальная форма - приложение №1. Если же сервиз не попадает под этот перечень, то на его вывоз, как сказала Татьяна Николаевна, необходимо предоставить справку, которая выдается Департаментом Территориального Министерства Культуры. А оценку - является ли это культурной ценностью, дают эксперты на бланках, которые специально для этого предусмотрены. То есть в любом случае справка нужна. Если вывоз осуществляется без таких разрешений, то в таком случае их действия попадают под уголовно наказуемые деяния.

Ведущая: Я думаю, что Марина вовремя задала вопрос.
Гребешов А.Г.: Вопрос чисто экономический - нижегородка Нелли Николаевна:
При каких условиях возможен возврат НДС, взимаемого при таможенном оформлении товара, ввозимого на территорию РФ?

Голендеева Т.Н.:
С 1 января 2004 года ставка НДС как внутреннего, так и “импорта”, как мы его называем, уменьшена с 20% до 18%. Поэтому, если ввоз товара не претендует на получение льготы по уплате НДС, то мы взимаем НДС по ставке 18%. Но, в соответствии со статьей 171 Налогового Кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории. Согласно статьи 173 Налогового Кодекса РФ сумма налога, подлежащая к оплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов. Если товар ввозится в режиме выпуска товара для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, при дальнейших оборотах данного товара Вы имеете право предъявлять эти налоговые вычеты по тому НДС, который Вы заплатили при перемещении товара таможне. Он каждый раз будет минусоваться, потому что оборот будет включать полную стоимость ввезенного товара, и должна будет уже облагаться стоимость следующего оборота товара, а первоначальная стоимость уже один раз обложена и она второй раз облагаться не должна.

Ведущая: Спасибо. Алиса из Н.Новгорода задает вопрос:
Мне бы хотелось узнать процедуру сдачи экзамена на специалиста по таможенному оформлению, где его принимают в Нижнем Новгороде и какие нужны для этого документы? Спасибо.

Голендеева Т.Н.:
Должна Вам сказать, что на сегодняшний день декларантом может выступать любое лицо, перемещающее груз и которое заключило внешнеторговый контракт. Если предприятие хочет самостоятельно подать ГТД таможенному органу, оно имеет на это полное право за своей печатью. Но есть таможенные брокеры, которые осуществляют операции по декларированию товаров, таможенному оформлению. Экзамен необходимо сдавать, как правило, только тем, кто работает в брокерских организациях. Если на каком-то предприятии, которое занимается таможенным оформлением только своих грузов, специалисту надо учиться, и это естественно, потому, что таможенное дело нужно знать не хуже таможенника, но наличие квалификационного аттестата для него необязательно. Наличие аттестата, еще раз подчеркиваю, необходимо только для тех людей, которые работают в брокерских организациях.
Аттестация на соответствие квалификационным требованиям проводится в виде квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению. Квалификационный экзамен принимает комиссия Приволжского Таможенного Управления (ПТУ). Занимается у нас этим отдел режимов. В Москве создан такой орган - Центр обучения специалистов по таможенному оформлению. Возможно, в Н.Новгороде будет создан филиал этого центра. Пока у нас филиала такого нет, работает только один единственный специалист от этого центра, который регламентирует все эти организационные вопросы. Недавно вышел новый приказ №160 “Об утверждении порядка аттестации специалиста по таможенному оформлению”. Здесь четко обозначены квалификационные требования, какие необходимо документы подать, для того, чтобы получить такой квалификационный аттестат.  Есть периодические публикации приказов ГТК в ряде газет, любой этот документ Вы легко найдете в Системе ГАРАНТ или других компьютерных правовых системах.
Если Вас всерьез интересует этот вопрос - я рекомендую обратиться к представителю Центра обучения специалистов по таможенному оформлению Лапшиной Марине Романовне по телефону 21-07-64 и в отдел режимов, который курирует этот вопрос в ПТУ, начальник отдела Павел Григорьевич Буянов, телефон 31-83-81. Это те люди, которые помогут решить Ваш вопрос.
Но к сожалению, т.к. у нас нет филиала Центра обучения специалистов по таможенному оформлению, у нас нет постоянно действующих курсов повышения квалификации декларантов. Но если сейчас посмотреть по городу объявления, различные организации, в т.ч. наш РОСТЭК, занимаются популярными семинарами на предмет работы по новому кодексу, освещают проблемные вопросы и т.д. Это совершенно никому не возбраняется. Но на сегодняшний день, когда мы устраиваем такие экзамены, получить такое образование экстерном - это нормально. Если Вы претендуете на квалификационный аттестат и говорите - “я экстерном изучил кодекс и нормативные документы” - пожалуйста, сдавайте экзамен, предварительно собрав необходимый пакет документов. Вы имеете на это право и не пройдя обучение на курсах декларантов, хотя это сложновато.

Ведущая: Татьяна Николаевна, Светлана из Н.Новгорода задает похожий вопрос:
Где в Нижегородской области находятся курсы повышения квалификации декларантов?

Голендеева Т.Н.:
Я не буду рекламировать сейчас какие-либо отдельные фирмы, которые занимаются этим совершенно самостоятельно. На договорной основе сотрудникам таможенных органов не запрещена преподавательская деятельность и они очень часто преподают на курсах. Но эти курсы возникают стихийно и за ними нужно следить по объявлениям, подаваемым в СМИ. От лица Приволжской Таможни скажу, что у нас курсы повышения квалификации проходят только для наших сотрудников. К сожалению, пока эту работу мы не развернули. Возможно, когда у нас появится филиал Центра обучения специалистов по таможенному оформлению, это будет на постоянной основе.

Гребешов А.Г.: Спасибо. По товарам народного потребления ТОО “Uzdik” задает следующий вопрос:
Убедительная просьба дать информацию, где мы могли бы получить консультацию по вопросу ввоза товаров народного потребления из Китая в Россию. В частности о таможенной стоимости товара.

Голендеева Т.Н.:
В соответствии с новым ТК таможенным органам предписано на очень широкой основе и безвозмездно осуществлять информационно-консультационную деятельность. Если по старому ТК это все было на платной основе, то теперь мы обязаны давать консультации на безвозмездной основе. Но хочу Вас предупредить, что таможенные органы дают консультации по очень широкому спектру таможенного дела, за исключением кода товара и определения таможенной стоимости. Дело в том, что это два таких тонких момента, поскольку теоретически достаточно сложно определять таможенную стоимость и код товара без соответствующих пакетов документов, без актов досмотра и т.д.
Что касается кода товара, то существует такое определение как принятие предварительных решений. Раньше такое право региональным управлениям давали по определенным разделам товарной номенклатуры. В соответствии с новым ТК право принятия предварительных решений по коду товара дано только ГТК. Должен быть достаточно серьезный пакет документов, на основании которого ГТК может определить код товара и принять предварительное решение.
По таможенной стоимости - никаких предварительных консультаций до получения акта досмотра, мы консультировать просто не имеем права. Вы сами понимаете, что такое китайский товар… В Китае есть товары, которые делают на каких-то кустарных подпольных фабриках и тот же самый товар делается по лицензиям, выданным в Европе и достаточно высококачественный. Определять таможенную стоимость китайских товаров достаточно сложно. Поэтому за консультации по таможенной стоимости мы практически не беремся.

Вопрос из зала: Меня зовут Юлия, предприятие “Экологические технологии”. Организация вывозит бывшее в эксплуатации оборудование, заявляет таможенную стоимость. На основании каких документов таможня имеет право требовать с декларанта подтверждение стоимости независимой рыночной эскпертизы?

Голендеева Т.Н.:
По новому ТК в части, касающейся таможенной стоимости мало что изменилось. Таможенная стоимость попадает в самую серьезную категорию риска. По практике нашей работы очень часто достаточно приличного качества технику (чаще всего компьютеры) заявляют как б/у. Недавно такой прецедент был в Саратове. Таможня не берет на себя право самостоятельно определять износ моральный и физический вот этой б/у техники. Это должны сделать какие-то экспертные организации, имеющие аккредитацию на предмет такой деятельности. Если нам подается пакет документов и у нас есть основания полагать, что таможенная стоимость не соответствует идентичным б/у товарам, ввозимым ранее, то таможенный орган должен достаточно четко обозначить, на каком основании мы требуем от Вас доказательств. И мы потребуем от Вас в соответствии со статьей 323 нового ТК предоставления дополнительных документов, каким может быть, например заключение торгово-промышленной палаты, которая может сказать, что износ такой-то, столько-то процентов.

Вопрос из зала: Почему экспертизу приходится проводить нам, а не таможне, ведь у таможни есть свое бюро экспертиз? Или я ошибаюсь?

Голендеева Т.Н.:
Мы очень доверяем нашей Таможенной лаборатории, даже гораздо больше, чем торгово-промышленной палате и мы будем очень рады, если Вы привезете заключение из нашей лаборатории. Другое дело, что лаборатория имеет свои ограничения, она имеет определенную направленность, определенные приборы, оснащение и т.д. Нижегородская лаборатория может делать определенные экспертизы, а вот Самарская - не может, у нее нет такого оборудования. Поэтому, если наша лаборатория берется за какую-либо экспертизу и у нее есть для этого соответствующее оборудование и специалисты, мы будем только приветствовать.

Вопрос из зала: Журнал “Информационные технологии”: Какие новые формы внедряет таможня для ускорения таможенного оформления. Введена ли система удаленного электронного оформления?

Голендеева Т.Н.:
Если бы сегодня был конкурс вопросов, я бы отдала первенство Вашему вопросу. Новый ТК направлен на развитие партнерских отношений участников ВЭД, развитие внешней торговли и т.д. Естественно, что все это невозможно без развития каких-либо таможенных технологий для совершенствования, для упрощения таможенных оформлений. Если Вы следили за отзывами по новому ТК, то могли отметить, что ТК - это кодекс прямого действия. Как говорит Галина Владимировна Баландина, начальник Правового Управления ГТК, “Читай и действуй!”. Перед ГТК поставлена задача минимизировать количество нормативных документов, которые идут в развитие Таможенного Кодекса. На III всероссийском совещании, которое совсем недавно состоялось, было обозначено, что сейчас идет процедура приведения в порядок в соответствие с ведомственным рубрикатором нормативной базы, которая действует. Поставлена задача довести количество нормативных документов до 100. До этого их действовало около 4000. Разобраться в них и декларанту и таможеннику практически невозможно. Сейчас постоянно издаются приказы об отмене тех или иных нормативных документов, которые уже не соответствуют новому таможенному кодексу. Все те, которые остаются до сих пор в силе, действуют в части, не противоречащей новому ТК. Законодательство должно быть легким в применении и легким в изучении.

ГТК имеет ограниченное право разрабатывать какие-то свои нормативные документы, если в статье ТК не обозначено, что разработка такой технологии находится в компетенции исполнительного органа, уполномоченного в области таможенного дела. ГТК тоже стал достаточно щепетильным в той части, что нам говорит, что вы практически не имеете права сокращать полномочия участников ВЭД, создавать какие-то технологии, ущемляющие права участников ВЭД. Поэтому, мы сейчас очень осторожно подходим к разработкам схем таможенного оформления, технологиям и т.д. Но, несмотря на то, что мы достаточно осторожно к этому относимся, о либерализации ТК было сказано достаточно много и естественно, эта либерализация обозначена новыми таможенными технологиями, которые предусмотрены ТК. Действовали ли какие-то особые технологии ранее? - Действовали. Вы знаете, что есть периодическое декларирование, которым очень широко пользуются наши экспортеры, вывозящие на постоянной основе всегда одни и те же товары. Есть такое понятие “периодическое декларирование” - подается временная декларация, потом подается полная декларация, где происходит уточнение количества и цены. Новый ТК впервые вводит достаточно много понятий новых технологий. Например, 150 статья предусматривает такое понятие, как выпуск товаров до подачи таможенной декларации. Вот это наверное, самая серьезная претензия на упрощение таможенных технологий, чтобы сокращать время таможенных оформлений. Эта статья корреспондирует со статьями 67, 68, в которых обозначено, что в первую очередь эти упрощенные технологии должны применяться в случаях для ликвидации стихийных бедствий, катастроф для товаров, подвергающихся быстрой порче (в первую очередь к нам обращаются участники ВЭД, которые возят быстропортящиеся товары), живых животных, радиоактивных материалов, почтовых отправлений и экспресс-грузов.

Несмотря на то, что в ТК такие возможности для участников ВЭД прописаны, этот процесс не должен проходить стихийно. Вся либерализация, вся “зеленая улица” нового ТК нацелена на крупных законопослушных участников ВЭД. И если просто участник ВЭД пришел и сказал: “Я хочу использовать положение 150 статьи”, извините, мы, наверное, в этом плане ему откажем, поскольку эта таможенная технология должна оформляться на предварительной основе. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области таможенного дела, устанавливают специальные упрощенные процедуры, о которых мы с Вами говорим, для лиц, не имеющих на день обращения в таможенный орган дел об административных правонарушениях, ведущих систему учета в порядке, определяемом органом федеральной исполнительной власти - речь идет о бухгалтерском учете. Нам очень трудно осуществлять таможенные ревизии, потому что операции внутреннего оборота и внешнего оборота сводятся в одном балансе. Нам очень сложно разобраться: где идет отслеживание импортных товаров, а где идет поступление товаров внутренних рынков. Поэтому, когда будут такие технологии - мы обозначим наши требования к ведению учета. Эти участники ВЭД должны осуществлять внешне-экономическую деятельность не менее 3 лет и не иметь задолженность по таможенным платежам. Т.е. они должны нам обозначить свою законопослушность. После этого уже будут разрабатываться эти специальные технологии, в частности выпуск товара до подачи ГТД.

Уважаемые дамы и господа, ТК вступил в силу с 1 января 2004 года. У нас с Вами сегодня 3 марта - мы проработали всего 2 месяца! Мы вместе с Вами учимся этим новым технологиям. Поэтому, чтобы как говорится “не наломали дров совместно”, ГТК я думаю пока (со временем все это вернется на круги своя) прерогативу установления таких таможенных технологий взял на себя. В Приволжском таможенном регионе таможенной технологии по выпуску товара до предоставления ГТД, пока не дано разрешения ни одному участнику ВЭД. Я думаю, что это мера временная, еще раз повторяю - проработали всего 2 месяца!

Гребешов А.Г.: Ну, надеюсь, Татьяна Николаевна ответила достаточно полно.
Вопрос из зала: Еще интересует вопрос по конфискату. В каких количествах, как часто, по каким причинам, на какую сумму и что конфискуется?

Платонов В.А.:
В Административном Кодексе (АК) имеется 2 состава об административных правонарушениях: 16.1 - незаконное перемещение товара через государственную границу и 16.2 - недостоверное декларирование. Если статья АК не предусматривает конфискацию по закону, то конфискация осуществляется только судом и только по делам об административных правонарушениях. Поэтому изъятие и конфискация - это разные вещи. На государственной границе изымается товар, который незаконно перемещается помимо пунктов пропуска, но и иногда через пункт пропуска, когда товар скрывается, как например, наркотики, которые перевозят так называемые “глотатели”. Эти люди перевозят наркотики внутри себя. Я могу сказать приблизительно, сколько было изъято в январе месяце, потому, что изымается много товара, который перемещается и стоимость его определить на сегодняшний момент просто невозможно. Но любой товар, который незаконно перемещается, помещается на СВХ и уже в рамках административного производства, потом которое направляется в суд, суд определяет - применить конфискат как меру административного наказания или не применить. А за январь месяц - это около 6 миллионов рублей, но это по тем делам, по которым можно точно определить стоимость изъятых товаров. Стоимость определяется путем оценки специалистов.

В основном товары изымаются на Оренбургской, Саратовской и Орской таможне. Они в основе своей осуществляют жесткий контроль, потому как граница очень большая - 2,5 тысячи километров. У нас “прозрачная” граница с Казахстаном - об этом всем известно и не раз об этом говорилось, и обстановка на границе очень сложная с точки зрения перемещений. Буквально на днях задержали целую машину вино-водочных изделий, которая незаконно перемещалась. В прошлом году было очень много аналогичных задержаний. Было изъято порядка 200 кг героина.

Гребешов А.Г.: Владимир Александрович, уточните пожалуйста, где задерживается героин?

Платонов В.А.: Сейчас создали комитет госнаркоконтроля. Безусловно нужно выходить на границу - здесь они ничего сделать не смогут. Основное перемещение было задержано на внутренних автомобильных постах. В Орехово-Зуево было изъято 400 кг героина, перевозимого в топливном баке. Это был факт незаконного перемещения через границу. 115 кг мы изъяли по автомобильному пункту пропуска Маштаково - это Оренбургская таможня, героина чистого “777” афганского. В чистом виде он не применяется - опасно. По Орску - 47 кг марихуаны. Изымаются крупные партии в целом по всей границе с Казахстаном. Не только наша оперативная таможня граничит с Казахстаном, а еще и Уральская таможня. Вообще, перемещается очень много наркотиков, ну и товаров в том числе, потому что пока существует граница, контрабандисты тоже будут.

Ведущая: Спасибо, Владимир Иванович. Следующий вопрос поступил от Светланы из г.Н.Новгород:
Существует ли в ПТУ или на таможне юридическая консультация?

Голендеева Т.Н.:
В соответствии с новым ТК целая глава 4, три статьи посвящены информированию и консультированию. Информирование и консультирование осуществлялось и ранее, но сейчас это поставлено на более высокий уровень, чем было ранее. Мало того, в старом ТК было такое понятие, как “плата за информирование и консультирование”, сейчас такой платы нет. Мы осуществляем информирование и консультирование на постоянной основе. Юридическая служба любого таможенного органа, ГТК, регионального управления, любой таможни должна и просто обязана осуществлять информирование и консультирование. Статус любой консультации очень высок, потому что мы несем в соответствии с главой 4 очень серьезную ответственность за те консультации, которые даем. И мы, зная свою ответственность, работаем следующим образом: организационную работу по информированию и консультированию ведет у нас юридическая служба, в частности юридический отдел. Но в каждом таможенном органе выпускается приказ, в котором обозначаются лица, которые допущены к таможенному информированию и консультированию. Поскольку все нюансы таможенного дела лучше знают все-таки функциональные отделы, нежели юридическая служба, поэтому юридической службе часто приходится обращаться к “функционалам”, как мы их называем. Но в этом приказе обозначены наиболее квалифицированные сотрудники, имеющие большой опыт работы в функциональных отделах не ниже главных инспекторов, имеющие право осуществлять информирование и консультирование и несущие за это ответственность.

Гребешов А.Г.: В дополнение к этому могу сказать, что лица, не ниже главных инспекторов, имеют право давать комментарии СМИ. Т.е. мы за то, чтобы информация, которая распространяется, была от компетентных людей. Естественно, человек в ранге инспектора либо чуть выше не обладает полнотой необходимых знаний, которые могут быть переданы в СМИ. Либо этот человек наделен этими правами руководителем отдела, если руководитель отдела видит, что это действительно грамотный специалист.

Вопрос из зала: Наталья, журнал “Нижегородский бухгалтер”.
Сейчас, для подтверждения по первому методу таможенной стоимости поголовно с любого декларанта требуют экспортную декларацию и сертификат качества. Насколько правомерно это требование по каждой сделке декларанта. Подскажите, что такое вообще сертификат качества, где написано, что это за документ и что он должен содержать?

Голендеева Т.Н.:
Вопрос понятен. На сегодняшний день по таможенной стоимости мы руководствуемся статьями 323, 322 ТК, приказом 1022 - перечнем документов, которые подаются при заявлении таможенного режима, и приказом 998 от 08.09.03, который вышел вместо приказа №1 от 1994 года. Практически 10 лет действовал приказ №1. В приказе №1 был перечень документов, в который входил и сертификат качества и упаковочный лист, который вызывает очень много нареканий, в т.ч. и экспортная декларация, в приказе №1 была такая скобочка “если она есть”. Когда приказ вступил в силу, было очень много дебатов: что означает “если она есть”? Участники ВЭД трактовали таким образом - а у меня ее нет! А мы трактовали таким образом - во всем мире экспорт приветствуется и далеко не во всех странах вообще в принципе есть экспортная декларация. Поэтому ГТК трактовало так: не просто она есть у участника ВЭД, а экспорт сопровождается заполнением экспортной декларации или нет? Хотя где есть и где нет, мы узнавали случайно, ГТК, к сожалению, список таких стран нам не представил. В соответствии с приказом 998, экспортной декларации там нет, упаковочного листа там нет. Сейчас этот вопрос уже потерял актуальность.

Вопрос из зала: Но ее все равно требуют!

Голендеева Т.Н.:
В соответствии со статьей 323 ТК, в случае, если у нас появляются сомнения, мы можем запросить дополнительные документы. На сегодняшний момент очень много нюансов. Нам всегда говорили, при вступлении в силу нового ТК: таможенник должен сменить психологию, менталитет и т.д. Уважаемые друзья, прошло всего 2 месяца. За 2 месяца сменить менталитет очень трудно. Знаете, вот до 31 декабря работали с одним менталитетом, а с 1 января у нас он другой, что ли? Мы все живые люди, поверьте. Это первый момент. Второй момент: экспортные декларации нам дают очень много информации, если они достоверны по таможенной стоимости. И Вы можете спать спокойно, если предъявите экспортную декларацию. Что касается упаковочного листа, я всегда относилась к этому скептически, потому что упаковочный лист информацию о таможенной стоимости не несет никакой. Поэтому, я пойму того таможенника, который потребовал экспортную декларацию - я понимаю зачем. А когда он требует упаковочный лист - не знаю, зачем? Не сменил менталитет!

Сертификат качества на таможенную стоимость влияет также незначительно. Учитывая то, что в списке обязательных документов его сейчас нет. Сертификат качества нужен, например, для подтверждения б/у товаров. Иногда мы требуем сертификат качества, когда нам говорят: “Мы привезли товар такого низкого качества, который не стоит того, чтобы его контролировать”. Вот по светильникам у нас такая ситуация - один товарищ возит светильники и все время говорит: “У меня такой хлам!”. А мы его в свою очередь спрашиваем: “Зачем ты его везешь?”. В таких случаях логика есть - покажи нам сертификат качества, что бы подтвердить что за “хлам” ты везешь!
Еще раз подчеркиваю - обязательности в этом документе нет, но когда мы требуем дополнительные документы, мы должны Вам внятно сказать - для чего он нам нужен. Я Вас уверяю, что по упаковочному листу мы Вам внятного ничего не скажем - для чего он нам нужен, а вот сертификат качества может подтвердить качество Вашего товара. И мы можем запросить этот документ в соответствии со статьей 323.

Гребешов А.Г.: Спасибо за вопрос. Перейдем все-таки к интернет-вопросам. Вячеслав спрашивает:
Мне нужно вывезти из России продукты питания в Германию. Я не резидент, т. к. проживаю в Германии на ПМЖ. Отсюда вопрос: какие документы нужны на груз, на вывоз из России, сколько длится оформление? Не могли бы Вы подсказать надёжного и недорогого перевозчика, с кем отправить 600 кг?
Гребешов А.Г.:
Наверное, сало!

Голендеева Т.Н.: Во всем мире существуют ветеринарный контроль. В ЕЭС, рассказывали знакомые, которые с собой в дорогу брали батончик колбасы - им не позволяли из самолета этот батончик вынести! Его сразу запаковали и выкинули в какой-то специальный контейнер. Вы сами знаете, что по всей Европе ходит столько низкокачественных продуктов, поэтому я сильно сомневаюсь, что Вячеславу удастся не просто вывезти из России, а ввезти в Германию! Но, физические лица у нас ввозят или вывозят товары для личных нужд. Когда речь идет о 600кг - какой бы человек не был с повышенным аппетитом, мы не примем это как товары для личных нужд! У него будет обыкновенная коммерческая партия со всеми вытекающими отсюда последствиями. Обыкновенные ГТД, все виды тарифного, нетарифного регулирования, экспортный контроль и т.д.

Ведущая: Вопросов много, они поступают и поступают. Следующий вопрос от Ольги Сергеевны из Н.Новгорода:
Согласно статье 115, п.4 хранение на СВХ таможенных органов является с 2004 года бесплатным, но "лицо возмещает необходимые расходы" (статья 155, п.4.). Что это означает? Пока же, если я правильно поняла, согласно телетайпограмме ТФ-5467 от 31.12.2003, действуют старые сборы за хранение в размере 0,03 евро за 1 кг в сутки. А как будет дальше? Что понимается под "необходимыми расходами" и как они будут рассчитываться? Где находятся в Нижнем такие склады?

Голендеева Т.Н.:
Не посчитайте меня консервативным человеком, но к своей радости и к радости своих коллег я Вам должна сказать, что в Н.Новгороде таких складов нет. Таможня должна заниматься таможенным контролем и таможенным оформлением, а складами пусть занимаются владельцы складов, которые включены в реестр. Каждый должен заниматься свом делом. Я знаю, что есть регионы, где такие склады есть и я не думаю, что они в восторге от тех проблем, которые возникли со вступлением в силу нового ТК. Поверьте мне, что ТК принимался очень тяжело. Задача стоит такая: первые полгода мы работаем по новому ТК, мы его хорошо изучили, мы его воплощаем на практике и собираем информацию: что трудно нам, что плохо Вам. Сейчас появляется “багаж” накопленной информации, каких-то наблюдений, с плюсами и минусами. Принято такое решение, любые законы несовершенны, поэтому, во втором полугодии будет вестись подработка внесения изменений в те положения ТК, которые не соответствуют реалиям сегодняшнего дня. Я тоже считаю, что статья 115 не совсем удачная. На сегодняшний день получается так: если таможенный склад учрежден таможенными органами, то по ТК хранение там бесплатное. Но в то же время, Вы сами понимаете, что бюджет в ущерб себе не будет содержать эти склады. Там есть коммунальные платежи, там есть работники, которые получают заработную плату, есть погрузочно-разгрузочные механизмы, естественно это издержки. Как и кто их будет считать, трудно сказать. Обозначено так: эти издержки должно определить наше правительство. Честно говоря, зачем правительству заниматься такими мелочами на фоне глобальных проблем, которые в стране есть - не знаю. На сегодняшний день, т.к. правительство не определило тарифы на покрытие расходов таможенных органов на этих складах, ГТК снял эту проблему вот этой телетайпограмой, о которой мы говорим. Как брались ранее эти ставки по 0,03 евро за одни сутки, так мы их и берем, пока у правительства не дойдут руки до этой статьи. Я думаю, не дойдут они очень долго. Поэтому, ближайшее время работать будем по старым прайс-листам.

Гребешов А.Г.:
Татьяна Николаевна, спасибо. Есть такой вопрос, спрашивает Вадим из Нижнего Новгорода:
Ужесточил ли новый ТК наказания за таможенные правонарушения? Если да, то в чем это выражается?

Платонов В.А.:
Таможенный Кодекс не определяет наказаний за административно-правовые нарушения, это предусмотрено Кодексом об административно-правовых правонарушениях, там есть глава 16, посвященная таможенным нарушениям. Новый ТК никак не сказался на видах правонарушений.

Вопрос из зала: Предусмотрены какие-либо штрафные санкции или наказания за неправильно заполненую декларацию? Ведь получается, что декларант заявил о себе недостоверные сведения.

Платонов В.А.:
Вот так просто обвинить кого-то - так не бывает. По всем фактам административных нарушений проводятся проверки. Сразу определить состав правонарушения невозможно, здесь учитывается весь комплекс вопросов путем их проверки, умышленно или по неосторожности?

Голендеева Т.Н.: Я хочу дополнить. Сейчас требования к таможенникам очень повысились: любое свое действие мы должны Вам четко обозначить. Если при подаче ГТД мы Вам отказываем в присвоении номера или что-то другое, то мы должны Вам четко объяснить, почему. Поэтому, нет такого, что мы сразу заводим дело об административном правонарушении. Есть статья 149, основание для выпуска товаров и есть статья 153, дополнительные условия выпуска товаров, где есть такой момент: “Если таможенным органом обнаружено, что при декларировании товаров заявлены недостоверные сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, таможенный орган незамедлительно направляет декларанту требование осуществить корректировку таких сведений и пересчитать размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов. В требовании таможенного органа должно быть указано, какие именно сведения необходимо скорректировать для выпуска товаров.” Статья 153 очень подробно объясняет как мы с Вами работаем в подобных ситуациях.

Платонов В.А.: Сейчас подразделения, которые нас курируют, очень жестко подходят к контролю вопросов законности возбуждения административных дел. И нередко применяются наказания в отношении тех должностных лиц, которые незаконно принимают решения.

Гребешов А.Г.: Спасибо, Владимир Александрович.
Вопрос из зала, журнал “Информационные технологии”: На сегодня какая осуществляется информационная поддержка нового таможенного кодекса?

Гребешов А.Г.:
О ходе создания кодекса было подробно описано в информационно-аналитическом обозрении “Таможня”, это официальное издание ГТК, а также в Системе ГАРАНТ. Очень нам помогла Служба Правовой Информации компании ЦМИКИ, которая хорошо себя зарекомендовала в распространении различных интервью, в частности - статс-секретаря ГТК генерал-полковника таможенной службы Юрия Азарова. Поддержка есть. Заходите и на сайт компании ЦМИКИ, где есть представлено очень много подробнейшей информации, в том числе Вы там найдете и материалы по новому ТК.

Голендеева Т.Н.: Мы готовились к вступлению в силу нового ТК: учили, сдавали экзамены и т.д. Но многие вопросы возникают в практике. В ПТУ и ГТК созданы Временные Консультационные Центры (ВКЦ) - они работают на постоянной основе, поэтому мы сами, задаем туда достаточно много вопросов о применении тех или иных статей. У нас существует горячая линия, куда Вы можете позвонить и мы ответим на Ваши вопросы.

Ведущая: Конечно невозможно в рамках нашей интернет-конференции ответить на все заданные вопросы. Но на многие вопросы были даны достаточно подробные ответы. По согласованию с участниками прошедшей интернет-конференции на все поступившие вопросы будут даны ответы соответствующих подразделений таможни и они в самое ближайшее время будут размещены на нашем сайте.
Мы благодарим пресс-службу Приволжского Таможенного Управления за помощь в подготовке интернет-конференции.

Гребешов А.Г.: Я в лице Приволжского Таможенного Управления благодарю Трянина Виктора Васильевича и весь коллектив, который учавствовал в подготовке и проведении этого мероприятия. И большое И большое спасибо Татьяне Николаевне и Владимиру Александровичу за то, что любезно согласились участвовать. Всем большое спасибо!

 
КУПИТЬ ГАРАНТ
КУПИТЬ ЭЦП
КУПИТЬ ОТЧЕТНОСТЬ

Подписка на рассылки

 

Облако тегов

 





Отправить другу | Печать | Добавить в избранное | Карта сайта


Официальный партнер компании ГАРАНТ
Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-19300 от 30 декабря 2004 г.,

  выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия



2011 © ООО "Гарант-ЦМИКИ",
ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС"

Яндекс цитирования NN counter top100