Во исполнение пункта 6 “в” перечня поручений по итогам совещания Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации от 22 июля 2024 г. N Пр-1379, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2024 г. N 1025-р “Об утверждении Концепции развития автомобильного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года”, с целью обеспечения комплексного развития автомобильного туризма на территории Нижегородской области и увеличения туристического потока в Нижегородскую область Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу “Развитие автомобильного туризма в Нижегородской области”.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. Губернатора | А.Н. Гнеушев |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 21 ноября 2024 г. N 720
Региональная программа
“Развитие автомобильного туризма в Нижегородской области”
Раздел I. Паспорт региональной программы “Развитие автомобильного туризма в Нижегородской области”
1. Основание разработки и реализации региональной программы “Развитие автомобильного туризма в Нижегородской области” (далее – региональная программа) | 1) Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”; 2) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года”; 3) Перечень поручений по итогам совещания Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации от 16 мая 2023 г. N Пр-989; 4) Перечень поручений по итогам совещания Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации от 22 июля 2024 г. N Пр-1379; 5) паспорт национального проекта “Туризм и гостеприимство”; 6) распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р “Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года”; 7) распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2024 г. N 1025-р “Об утверждении Концепции развития автомобильного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года”; 8) распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р “О Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года”; 9) постановление Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889 “Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года” |
2. Координатор и исполнитель региональной программы | министерство туризма и промыслов Нижегородской области |
3. Исполнители региональной программы | министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области; министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области; министерство цифрового развития и связи Нижегородской области; министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области; министерство культуры Нижегородской области; государственное казенное учреждение Нижегородской области “Главное управление автомобильных дорог” (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию) |
4. Соисполнители региональной программы | АНО “Агентство гостеприимства Нижегородской области” (по согласованию); АНО “Агентство по сохранению и развитию объектов исторической среды Нижегородской области” (далее – АНО “АСИРИС”) (по согласованию) |
5. Объект реализации региональной программы | Объекты туристической и дорожной инфраструктуры |
6. Период реализации региональной программы | 2025 – 2027 годы |
7. Финансирование региональной программы | Финансирование осуществляется в рамках государственных программ Нижегородской области |
Раздел II. Общие положения
Отрасль туризма – одна из наиболее приоритетных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономии Нижегородской области. Развитие внутреннего туризма напрямую зависит от повышения уровня качества туристской и обеспечивающей (магистральной) инфраструктуры, ее транспортной доступности и безопасности.
Нижегородская область находится на пересечении двух крупнейших международных транспортных коридоров “Север-Юг” (Финляндия и Иран) и “Запад-Восток” (Европа и Китай).
Общая протяженность сети автомобильных дорог в регионе составляет 33,8 тыс. километров. Из них: 854,6 километров – дороги федерального значения, 12,9 тыс. километров – дороги регионального значения, 20,05 тыс. километров – дороги местного значения. Удаленность от главного потребительского рынка Москвы и Московской области составляет 425 км. В радиусе 1000 км расположены 8 городов-миллионников, где проживает более 80 млн человек. Транспортная система позволяет добраться на автомобиле из Нижнего Новгорода до столицы России за 5,5 часов.
Выгодное географическое положение Нижегородской области, большой туристический потенциал, а также развитая система транспортного сообщения региона позволяют успешно развивать различные виды туризма, в том числе культурно-познавательный, деловой, круизный, событийный, паломнический, экологический, активный, а также автомобильный вид туризма, который в последние годы набирает все большую популярность.
Данная тенденция обусловлена максимальной степенью свободы выбора маршрута и времени путешествия с учетом возможностей и формата поездки. Автопутешественник может посещать туристские центры, а также отдельные достопримечательности, в том числе расположенные вне дорог общего пользования и в местах бездорожья. Наличие автомобиля делает туриста более мобильным и позволяет посетить большее количество объектов туристского показа в рамках туристической поездки.
Для современного автотуриста отказ от туристского продукта в пользу самостоятельного планирования поездки предоставляет возможности в индивидуализации маршрута. Цифровые сервисы и мобильные приложения позволяют планировать удобные маршруты и фиксировать результаты пройденного пути с учетом потраченных ресурсов и времени. Наличие собственного автомобиля позволяет избежать ограничений по весу багажа, предоставляет возможность транспортировки различного инвентаря, предназначенного для отдыха и спорта.
Актуальность развития автомобильного туризма возрастает на фоне стоимости авиа- и железнодорожного трансферов, в связи с чем путешествие с использованием личного автотранспорта является наиболее выгодным с экономической точки зрения для семей с детьми и для компаний путешественников.
Нижегородская область – популярный для автопутешественников регион. Количество посетителей региона с туристическими целями с использованием автомобильного транспорта составляет ежегодно более 500 тыс. человек. С открытием в сентябре 2023 года участка федеральной высокоскоростной трассы из Москвы в Казань М-12 “Восток” до г. Арзамаса туристический поток в сегменте автомобильного туризма региона демонстрирует положительную динамику роста – совокупный поток туристов и экскурсантов увеличился на 15%.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области на территории региона осуществляют деятельность 24 мотелей на 288 номеров. Также на территории региона осуществляют деятельность 6 кемпингов и автокемпингов, а также 4 глэмпинга вблизи дорог (городской округ город Бор, городской округ город. Дзержинск, Воскресенский муниципальный округ, Городецкий муниципальный округ).
В связи с увеличением туристического потока в сегменте автомобильного туризма в настоящее время в Нижегородской области существует потребность в создании дополнительной туристической инфраструктуры, включая средства размещения (мотели, кемпинги, кемпстоянки, глэмпинги), а также модернизации существующей инфраструктуры придорожного сервиса и опорной сети, включая автозаправочные станции и станции технического обслуживания, автомобильные мойки, пункты общественного питания и торговли, прачечные, душевые, медицинские пункты, зоны обеспечения интернет-связи с целью оказания автотуристу полного спектра качественных туристических и сопутствующих услуг.
Региональной программой развития автомобильного туризма в Нижегородской области (далее – региональная программа) определяются основные направления и показатели развития автомобильного вида туризма в Нижегородской области.
Реализация мероприятий настоящей региональной программы направлена на организацию эффективного взаимодействия профильных исполнительных органов Нижегородской области, органов местного самоуправления и бизнеса с целью создания туристической и обеспечивающей инфраструктуры автомобильного туризма, увеличения количества туристических поездок и формирования положительного имиджа региона.
Раздел III. Целевая аудитория автомобильного туризма
Целевую аудиторию автотуристов Нижегородской области можно разделить на несколько категорий в зависимости от вида транспортного средства, предназначенного для того или иного вида путешествий.
К самой многочисленной аудитории относятся владельцы личного автомобильного транспорта. Эта категория обладает мобильностью и при длительных остановках нуждается в коллективных средствах размещения.
Ко второй категории можно отнести экскурсантов, передвигающихся на автобусах.
Третья категория – автомобильные туристы, передвигающиеся на “автодомах”, в том числе в виде прицепа, оснащенных специальным оборудованием для приготовления пищи и отдыха. Такая техника дает больше свободы в планировании путешествий и не требует предварительного бронирования для ночевок.
К четвертой категории относятся экстремальные туристы или туристы, эксплуатирующие транспортные средства повышенной проходимости. Суть данного вида туризма состоит в составлении маршрутов по бездорожью с использованием транспортных средств класса внедорожника (вездеходы, квадроциклы, снегоходы и др.).
К пятой категории относятся автотуристы, путешествующие на мотоциклах (мопедах), совмещающие спортивную составляющую с осмотром культурных и природных достопримечательностей.
Особое внимание следует уделить автомобильным путешественникам-лицам с ограниченными возможностями здоровья, поскольку данная категория требует специальной сервисной среды и инфраструктурных особенностей. Необходимо обеспечить равные условия доступа к объектам и услугам автотуризма для всех категорий граждан, включая маломобильные группы населения. В этой связи необходимо предусмотреть создание инклюзивных маршрутов, аудиогидов, сайтов и путеводителей, ориентированных на лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В целях развития въездного туризма необходимо создать качественные условия для иностранной целевой аудитории, в том числе предусматривающие возможность дублирования информации на иностранных языках (например, на английском и китайском).
Раздел IV. Оценка состояния и основные тенденции развития автомобильного туризма в Нижегородской области
Нижегородская область обладает развитой системой транспортного сообщения. На территории Нижегородской области расположены трассы федерального значения: М-7 “Волга”, М-12 “Восток”, Р-158 “Нижний Новгород-Саратов”, Р-177 “Поветлужье” Нижний Новгород – Йошкар-Ола, а также региональные трассы.
Вместе с тем, в настоящее время транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития автомобильного туризма региона.
Основными факторами, препятствующими развитию туризма с использованием потенциала автомобильных дорог, являются:
1. Недостаточная обеспеченность дорог федерального и регионального значения объектами дорожного сервиса.
2. Отсутствие единого подхода к архитектурно-стилистическому оформлению объектов туристского показа с учетом региональных и национальных особенностей на маршрутах автотуризма.
3. Низкое качество или отсутствие мобильной связи, а также доступа к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” на маршрутах автотуризма.
В соответствии с Концепцией развития автомобильного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2024 г. N 1025-р, определены приоритетные маршруты развития автомобильного туризма в Нижегородской области в привязке к одной из ключевым транспортным артериями региона – федеральным трассам М-7 “Волга” и М-12 “Восток”, а также автомобильной дороге федерального значения Нижний Новгород – Арзамас – Саранск – Исса – Пенза – Саратов.
На цифровой платформе системы оперативного управления “Эталон” ведется работа по формированию и наполнению паспортов автомобильных маршрутов. В рамках формирования паспортов будет осуществляться деятельность по приведению в нормативное состояние обеспечивающей и туристской инфраструктуры, находящейся в составе или вблизи приоритетных автомобильных маршрутов.
В настоящее время в системе “Эталон” утвержден автомобильный маршрут по трассе Р-158 “От нижегородских святынь до саратовских широт”.
Потенциал развития автомобильного туризма имеется по следующим направлениям:
1. Арзамас – Дивеево (на территории паломническо-туристический кластер “Арзамас – Дивеево – Саров”).
2. Проект “Болдинское кольцо” (в рамках кластера “Родина литературного русского языка” с центром в селе Большое Болдино), маршруты которого проходят по местам, связанным с жизнью поэта А.С. Пушкина. Проект включает в себя 4 туристических маршрута:
– “Нижний Новгород – Арзамас”;
– “Арзамас – Большое Болдино”;
– “Пушкин в Нижнем Новгороде”;
– “Большое Мурашкино – Арзамас – Лукоянов – Сергач – Большое Болдино”.
3. “Нижний Новгород – Богородск – Ворсма – Павлово – Вача – Навашино – Выкса (индустриально-туристский парк “Баташев” съезд с М-12 и на Муром).
4. “Нижний Новгород – Балахна – Городец – Заволжье – Чкаловск” (на Иваново);
5. “Нижний Новгород – Дзержинск – Володарский м.о. (по трассе М-7 на Владимир и Москву);
6. “Нижний Новгород – Бор – Семенов – Воскресенский м.о. (на Йошкар-Олу);
7. “Нижний Новгород – Бор – Семенов – Красные Баки – Урень – Тонкино (на Киров);
На маршрутах ведется работа по строительству и модернизации транспортной инфраструктуры и объектов показа.
Так, для автопутешественников в селе Дивеево создана бесплатная охраняемая парковка для туристических автобусов и личного транспорта автотуристов на 700 машиномест, введены в эксплуатацию Юго-восточный (2,9 км) и Северо-восточный (4,9 км) обходы.
В сентябре 2023 года завершено строительство крупного автодорожного обхода г. Арзамас – Южного обхода (9,4 км), реализация которого позволила вывести транзитный транспорт за пределы исторического центра города, увеличить пропускную способность паломническо-туристических маршрутов к Серафимо-Дивеевской обители и снизить нагрузки на улично-дорожную сеть г. Арзамаса, что является фактором улучшения экологической обстановки.
Подъезд к г. Нижнему Новгороду осуществляется с новой магистрали М-12 “Восток” по автомобильной дороге федерального значения Р-158 Нижний Новгород – Саратов. К 2026 году запланировано завершение работ по ее расширению до 4-х полос с целью высокого уровня пропускной способности и повышения инвестиционной привлекательности территорий.
В настоящее время интенсивность движения на участке Нижний Новгород – Арзамас составляет более 11 тысяч автомобилей в сутки, планируемая – до 24 тысяч в сутки. Таким образом, пропускная способность на Р-158 вырастет более чем в два раза, а время в пути от Нижнего Новгорода до трассы М-12 “Восток” сократится почти в два раза (с 2 ч. 20 мин. До 1 ч. 26 мин.). Путь до Москвы или Казани составит 3 – 4 часа вместо 6 – 7 часов.
Всего на автомобильном маршруте построено (реконструировано) более 22 км автомобильных дорог, проведены ремонтные работы на 103 км автодорог.
С целью создания комфортной туристической среды проведены работы по реконструкции и комплексному благоустройству территории площади Соборной и исторической улицы Гостиный ряд в Арзамасе, построена и комплексно благоустроена набережная реки Вичкинза в с. Дивеево.
В рамках проекта “Болдинское кольцо” к празднованию 225-летия со дня рождения А.С. Пушкина реконструирован Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С. Пушкина “Болдино”, проведено благоустройство центральной части села, реконструированы социально-культурные учреждения, а также выполнен ремонт автомобильных дорог Большеболдинского муниципального округа.
Также в Нижегородской области разработаны ситуационные планы развития территорий 4 основных туристических центров, подготовлены стилистические решения и произведены ремонтные работы на объектах показа, включая фасады домов в г. Балахне (11 объектов), г. Городце (12 объектов), г. Чкаловск (13 объектов), с. Пурех (8 объектов).
Всего до конца 2024 года планируется завершить работы на 179 объектах в указанных выше туристических центрах.
С целью восстановления исторического облика объектов показа разработаны колористические решения для 48 объектов показа в г. Городце. Разрабатываются концепции ревитализации переулка Плотничный в г. Нижнем Новгороде и создания арт-резиденции.
В рамках развития инфраструктуры придорожного сервиса на трассе М-12 “Восток” совместно с ГК “Автодор” ведется работа по созданию сети многофункциональных зон дорожного сервиса, включающей в себя АЗС, станции технического обслуживания автомобилей, стоянки и парковки автомобилей, туристско-информационный центр, а также мотели, кросс-доки, кемпстоянки для туристов и другой необходимой для автотуристов инфраструктуры. Создание многофункциональных зон (далее – МФЗ) является одним из приоритетных направлений в развитии автомобильного туризма в Нижегородской области.
В составе МФЗ планируется создать выставочно-презентационные залы с целью популяризации объектов притяжения туристов. Такие зоны будут посвящены туристскому потенциалу паломническо-туристского кластера “Арзамас – Дивеево – Саров”, Большеболдинскому округу в селе Большое Болдино и другим значимым туристическим территориям региона.
В частности, на скоростной трассе М-12 “Восток” планируется 4 МФЗ:
– 421 км (правая и левая сторона) -55.499533, 43.580726. В настоящее время МФЗ принимает пользователей АЗС, до конца года планируется отель.
В течение 2025 года планируется газовая заправочная станция.
– 355 км (правая и левая сторона) – 55.559048, 42.572936. На данный момент организованы площадки отдыха автомобилистов.
В 2025-2026 планируется строительство АЗС.
– 486 км (правая и левая сторона) – 55.476059, 44.511882. В 2024 году запланировано строительство АЗС.
– 550 км (правая и левая сторона) – 55.464806, 45.509379. В настоящее время работают мини-АЗС. В 2025 году планируются полноценные АЗС.
Совместно с федеральным казенным учреждением “Упрдор Москва-Нижний Новгород” прорабатывается вопрос о создании зеркального МФЗ на 52 километре автомобильной дороги федерального значения Р-158 Нижний Новгород-Саратов в районе деревни Хмелевая Поляна Дальнеконстантиновского муниципального округа (55.886837, 43.982765).
Размещение МФЗ также планируется:
– на км 115+560 автомобильной дороги 22 ОП Р3 22Р 0159 Нижний Новгород-Шахунья-Киров (56.900890, 45.016638);
– на км 30+200 автомобильной дороги 22 ОП Р3 22К-0064 выездное-Дивеево-Сатис (55.149943, 43.568174);
– на км 2+100 автомобильной дороги 22 ОП Р3 22К-0138 подъезд к р.п Ардатов от а/д Владимир-Муром-Арзамас (55.255217, 43.110164).
В рамках модернизации придорожного сервиса и создания МФЗ ведется работа по созданию гостиниц для комфортного размещения автопутешественников.
Первый отель на трассе М-12 “Восток” планируется открыть в 2025 году на 421-м км трассы в сторону Казани, поблизости от Арзамаса. Объем номерного фонда составляет 45 номеров, в том числе номера для людей с ограниченными возможностями здоровья. Отель разместится на одной из многофункциональных зон сервиса, расположенных по обеим сторонам дороги.
Еще одну гостиницу в состав многофункциональной зоны дорожного сервиса планируется открыть на 327-м км магистрали М-12 “Восток”.
Дополнительно в рамках реализации национального проекта “Туризм и индустрия гостеприимства” на территории Нижегородской области создаются модульные некапитальные средства размещения (глэмпинги), в том числе вблизи основных автомобильных туристских маршрутов.
Так, в 2024 году введены 4 глэмпинга на 37 номеров в городских округах г. Нижний Новгород, г. Бор, г. Дзержинск, Городецком муниципальных округе. До конца 2024 года планируется ввод в эксплуатацию еще 2 глэмпингов на 38 номеров в городском округе Дзержинске и в Воскресенском муниципальном округе.
С целью создания дополнительных кемстоянок вблизи приоритетных автомобильных туристских маршрутов определены площадки на автомобильных дорогах:
– 22 ОП РЗ 22К-0073 Ужовка – Б. Болдино – Салганы;
– 22 ОП РЗ 22К-0064 Выездное – Дивеево – Сатис.
Стоимость работ на устройство вышеуказанных кемпстоянок с зоной отдыха составляет 145,6 млн. рублей.
Важное значение в развитии автотуризма, увеличении транспортного потока, а также формировании привычки путешествовать имеет производство туристического транспорта, в частности автодомов.
В настоящее время на базе автомобилей Горьковского автозавода производятся комфортабельные автодома, позволяющие осуществлять длительные поездки с семьей со всеми удобствами.
С целью реализации мероприятий по развитию зарядной инфраструктуры для автомобилей распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 3835-р Нижегородская область включена в перечень территорий и дорог федерального значения, определенных в качестве пилотных для создания инфраструктуры для электротранспортных средств.
В 2022 – 2023 годах в рамках инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года “Электромобиль и водородный автомобиль” в регионе с использованием мер государственной поддержки установлено 120 быстрых электрозарядных станций (далее – ЭЗС) мощностью 150 кВт, позволяющих зарядить автомобиль менее чем за час. До конца текущего года планируется ввести еще 5 ЭЗС.
Реализация мероприятий по строительству ЭЗС осуществляется с использованием механизма господдержки в виде субсидирования части затрат инвесторов на закупку оборудования и технологическое присоединение объектов зарядной инфраструктуры.
Распоряжением Правительства Нижегородской области от 18 мая 2022 г. N 489-р утвержден план мероприятий по стимулированию спроса в Нижегородской области на электрический автомобильный транспорт и поддержке развития зарядной инфраструктуры.
В рамках развития приоритетных автомобильных туристских маршрутов одним из ключевых направлений является обеспечение устойчивой мобильной и интернет-связью, включая широкий перечень цифровых сервисов и услуг для разных категорий пользователей автомобильных дорог.
На территории Нижегородской области данные по покрытию формируются по трем операторам связи “МТС”, “Мегафон”, “Тele2”, за исключением “ВымпелКом”, в связи с малой зоной покрытия.
Федеральная автомобильная трасса М-7 в Нижегородской области имеет протяженность 219 километров. Начинается у села Мячково Володарского муниципального округа, проходит через г. Нижний Новгород, г. Кстово, г. Лысково, пгт Воротынец, выходя из области в районе села Белавка Воротынского района.
Трасса М-7 | Общая протяженность (км) | Нет покрытия 2 G (км) | Нет покрытия 4 G (км) | Процентное соотношение непокрытых участков 2G | Процентное соотношение непокрытых участков 4G |
МТС | 219 | 9 | 87 | 4% | 40% |
Мегафон | 219 | 20 | 37 | 9% | 17% |
Т2 | 219 | 14 | 1 | 6% | 6% |
“Белые пятна” покрытия сотовой связью федеральной автомобильной трассы М-7 в сумме составляют:
4G | 56.2584 43.7090 | 56.2495 43.7136 | 1 км |
2G | 56.1002 44.0476 | 56.096514 44.069679 | 1,5 км |
4G | 56.1002 44.0476 | 56.083538 44.094794 | 3,5 км |
4G | 56.056592 45.217098 | 56.0513 45.2440 | 2 км |
2G – 1,5 километра;
4G – 6,5 километров.
Скоростная федеральная автомобильная трасса М-12 “Восток” от Москвы до Казани имеет протяженность 810 километров, из которых 277 проходят по Нижегородской области. Трассу М-12 “Восток” Москва-Нижний Новгород-Казань планируется обеспечить стабильной сотовой связью и интернетом 4G к концу 2024 года.
Федеральная автомобильная трасса Р-158 на территории Нижегородской области имеет протяженность 224 километра. Доля покрытия сотовой связью трассы Р-158 представлена в таблице:
Трасса Р-158 | Общая протяженность (км) | Нет покрытия 2 G (км) | Нет покрытия 4 G (км) | Процентное соотношение непокрытых участков 2 G | Процентное соотношение непокрытых участков 4 G |
МТС | 224 | 8 | 137 | 4% | 61% |
Мегафон | 224 | 10 | 31 | 4% | 14% |
Т2 | 224 | 25 | 25 | 11% | 11% |
“Белые пятна” покрытия сотовой связью федеральной автомобильной трассы Р-158 в сумме составляют:
2G | 55.668833 43.990532 | 55.660221 43.990984 | 1 км |
4G | 55.6747 43.9905 | 55.649944 43.990876 | 3 км |
4G | 55.441179 43.891929 | 55.408930 43.914852 | 4 км |
4G | 55.1560 44.1810 | 55.132269 44.259295 | 12 км |
2G – 1 километр;
4G – 19 километров.
Федеральная автомобильная трасса Р-177 “Поветлужье” имеет общую протяженность 133 километра. Доля покрытия сотовой связью трассы Р-177 представлена в таблице:
Трасса Р-177 | Общая протяженность (км) | Нет покрытия 2 G (км) | Нет покрытия 4 G (км) | Процентное соотношение непокрытых участков 2 G | Процентное соотношение непокрытых участков 4 G |
МТС | 133 | 53 | 107 | 40% | 80% |
Мегафон | 133 | 60 | 97 | 45% | 73% |
Т2 | 133 | 43 | 43 | 32% | 32% |
“Белые пятна” покрытия сотовой связью федеральной автомобильной дороги Р-177 в сумме составляют:
4G | 56.7555 44.3638 | 56.7686 44.4130 | 30 км |
4G | 56.8247 44.5911 | 56.8426 44.6779 | 6 км |
2G | 56.834373 44.641808 | 56.839266 44.667472 | 1,6 км |
2G | 56.8213 45.2187 | 56.84549 45.292174 | 17 км |
4G | 56.8213 45.2197 | 56.8470 45.3491 | 9 км |
4G | 56.7577 45.6014 | 56.7298 45.6542 | 5 км |
2G | 56.747002 45.626655 | 56.7298 45.6542 | 3 км |
2G | 56.7236 45.7583 | 56.709758 45.833428 | 5 км |
4G | 56.7236 45.7583 | 56.6408 45.8873 | 13,5 км |
2G | 56.668723 45.859112 | 56.6477 45.885601 | 3 км |
2G – 29,6 километров;
4G – 63,5 километров.
Раздел V. Цели и задачи региональной программы
Целями настоящей региональной программы являются:
создание условий для комплексного развития автомобильного туризма в Нижегородской области, в том числе создание комфортных и безопасных условий для путешествий по автомобильным дорогам и условий для строительства и развития сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры;
обеспечение доступности к местам и объектам туристского показа, повышение качества предоставляемых услуг, в том числе на объектах в составе многофункциональных зон дорожного сервиса на территории Нижегородской области.
Для достижения целей предусматривается выполнение следующих задач:
создание условий для совершенствования и дальнейшего развития сети автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения, участие в мероприятиях по развитию сети автомобильных дорог федерального значения;
модернизация существующей и развитие современной сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры на автомобильных дорогах и в местах непосредственной близости от объектов туристского показа;
создание условий для формирования новых рабочих мест различной квалификации и специализации;
повышение качества обслуживания и безопасности участников дорожного движения на автомобильных дорогах по пути следования к объектам туристского показа;
повышение удобства поездок на территории Нижегородской области и обеспечение доступности туристских продуктов, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечение автомобильных дорог качественной мобильной связью и интернет-соединением, а также цифровыми сервисами;
увеличение объема и повышение конкурентоспособности туристских продуктов, включая автомобильные, автобусные экскурсионные туры и другие предложения, в том числе путем повышения квалификации и роста числа туроператоров в указанной сфере;
создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие необходимой сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры, в том числе для организаций из смежных отраслей экономики;
обеспечение синхронизации и повышение эффективности действующих мер государственной поддержки (федеральных и региональных);
создание предпосылок для развития производства отечественных транспортных средств, оборудования и продукции, предназначенных для автомобильного туризма;
создание предпосылок для социально-экономического развития Нижегородской области и развития новых точек экономического роста;
создание условий для развития предпринимательства через механизмы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, задействованных в развитии объектов дорожного сервиса, в том числе в составе многофункциональных зон дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог;
совершенствование нормативной правовой базы.
Целевым показателем решения задач является увеличение автомобильного туристического потока в Нижегородскую область.
Результаты реализации настоящей региональной программы – увеличение числа туристических поездок, увеличение числа утвержденных автомобильных туристских маршрутов в Нижегородской области.
Показатели региональной программы “Развитие автомобильного туризма в Нижегородской области”
N п/п | Наименование показателя | Ед. изм. | Период реализации | ||||
2023 г. (базовое значение) | 2024 г. (оценка) | 2025 г. | 2026 г. | 2027 г. | |||
(плановое значение) | |||||||
1. | Число туристических поездок 1) | тыс. чел. | 1 593,0 | 1 771,5 | 1 948,7 | 2 143,6 | 2 357,9 |
2. | Количество утвержденных автомобильных туристских маршрутов 2) | ед. | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 |
1) Совокупность размещенных российских и иностранных граждан в коллективных средствах размещения региона по данным Росстата.
2) Данные показателя представлены нарастающим итогом.
Раздел VI. Реализация региональной программы
6.1. В целях обеспечения полноты и качества решения задач и достижения целевых установок в процессе выполнения региональной программы планируется реализовать план мероприятий региональной программы, являющийся приложением к настоящей региональной программе.
6.2. Министерство туризма и промыслов Нижегородской области осуществляет:
6.2.1. Координацию деятельности исполнителей региональной программы по реализации позиций плана мероприятий региональной программы.
6.2.2. Мониторинг и анализ промежуточных результатов реализации Региональной программы и степени достижения целевых показателей.
6.2.3. Контроль полноты и своевременности выполнения исполнителями позиций плана мероприятий региональной программы.
6.2.4. Полную и своевременную реализацию порученных министерству к исполнению позиций плана мероприятий региональной программы.
6.2.5. Подготовку сводных отчетов о реализации настоящей региональной программы.
6.2.6. Подготовку проектов нормативных правовых актов, необходимых для выполнения региональной программы.
6.2.7. Разработку и принятие в пределах своих полномочий нормативных актов, необходимых для выполнения региональной программы.
6.2.8. По обоснованному представлению исполнителей региональной программы рассмотрение предложений о корректировке структуры, или (и) содержания, продлении срока реализации региональной программы, либо о досрочном прекращении ее реализации (при необходимости), а также предложений по уточнению целевых показателей и (или) расходов на реализацию региональной программы, по совершенствованию механизма реализации региональной программы.
6.2.9. С учетом предложений исполнителей и соисполнителей региональной программы подготавливает ежегодный проект плана мероприятий по реализации региональной программы.
6.3. Исполнители и соисполнители региональной программы:
6.3.1. Обеспечивают полную и своевременную реализацию порученных к исполнению позиций плана мероприятий региональной программы.
6.3.2. Разрабатывают и принимают в пределах своих полномочий правовые акты, необходимые для выполнения региональной программы.
6.3.3. Ежегодно, в срок до 15 января года, следующего за отчетным, составляют и представляют в министерство туризма и промыслов Нижегородской области отчет о реализации порученных к исполнению позиций плана мероприятий региональной программы.
6.3.4. При необходимости разрабатывают и представляют в министерство туризма и промыслов Нижегородской области мотивированные предложения о корректировке структуры и содержания региональной программы, в том числе (при необходимости) о продлении, либо досрочном прекращении срока ее реализации, по корректировке целевых показателей и (или) расходов на реализацию региональной программы, по совершенствованию механизма реализации региональной программы.
6.3.5. Осуществляют подготовку и направление в министерство туризма и промыслов Нижегородской области предложений в ежегодный план мероприятий по реализации региональной программы.
6.3.6. Осуществляют подготовку предложений по приоритетному направлению средств, высвобождаемых в рамках списания бюджетных кредитов и инфраструктурных бюджетных кредитов, на финансирование мероприятий, отвечающих целям и задачам региональной программы.
Раздел VII. Мониторинг и оценка реализации региональной программы
7.1. Мониторинг и анализ реализации региональной программы осуществляются 1 раз в месяц министерством туризма и промыслов Нижегородской области с целью подготовки обоснованных предложений для принятия Правительством Нижегородской области своевременных решений, направленных на обеспечение должного уровня реализации региональной программы.
7.2. Оценка результативности выполнения мероприятий региональной программы осуществляется на основе ежегодных отчетов о реализации плана мероприятий региональной программы соисполнителями региональной программы.
Приложение
к региональной программе
“Развитие автомобильного туризма
в Нижегородской области”
План
мероприятий региональной программы “Развитие автомобильного туризма в Нижегородской области”
N п/п | Наименование мероприятия | Ответственные исполнители мероприятий | Срок исполнения | Характеристика результата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Закрепление за автономной некоммерческой организацией “АСИРИС” вопросов развития автомобильного туризма | Министерство туризма и промыслов Нижегородской области | I квартал 2025 г. | Внесение изменений в устав автономной некоммерческой организацией “АСИРИС” |
2. | Формирование маршрутов автомобильного туризма в соответствии с приоритетными направлениями | Министерство туризма и промыслов Нижегородской области, АНО “Агентство гостеприимства Нижегородской области” (по согласованию) | II квартал 2025 г. | Сформированы новые маршруты автомобильного туризма |
3. | Актуализация перечня ключевых туристских центров для развития автотуризма (маршрут по территории туристского центра, инфраструктура размещения, общественного питания и отдыха и рекреации) | Министерство туризма и промыслов Нижегородской области, АНО “Агентство гостеприимства Нижегородской области” (по согласованию) | II квартал 2025 г. | Подготовлен актуальный перечень ключевых туристских центров для развития автотуризма |
4. | Формирование программ посещения объектов показа на маршрутах автотуризма | Министерство туризма и промыслов Нижегородской области, АНО “Агентство гостеприимства Нижегородской области” (по согласованию), ОМСУ (по согласованию), | II квартал 2025 г. | Сформированы новые программы посещения объектов показа на маршрутах автотуризма |
5. | Открытие визит-центра в г. Арзамасе | Министерство туризма и промыслов Нижегородской области, АНО “Агентство гостеприимства Нижегородской области” (по согласованию), органы местного самоуправления г.о. г. Арзамас (по согласованию) | II квартал 2025 г. | Создан визит-центр с целью информационного обеспечения гостей и местных жителей о туристском потенциале городского округа |
6. | Модернизация официального туристского портала региона в части формирования отдельного раздела о потенциале автотуризма, включая маршруты, объекты показа, инфраструктуру придорожного сервиса | Министерство туризма и промыслов Нижегородской области, АНО “Агентство гостеприимства Нижегородской области” (по согласованию) | II квартал 2025 г. | Создан раздел, посвященный автотуризму на официально туристском портале |
7. | Открытие визит-центров в рамках развития многофункциональных зон на съездах с федеральной трассы М-12 “Восток” | Министерство туризма и промыслов Нижегородской области, АНО “Агентство гостеприимства Нижегородской области” (по согласованию) | III – IV квартал 2025 г. | Созданы новые визит-центры |
8. | Продвижение потенциала автомобильного туризма региона на российском и международном рынках туристских услуг, включая медиапродвижение | Министерство туризма и промыслов Нижегородской области, АНО “Агентство гостеприимства Нижегородской области” (по согласованию) | постоянно | Увеличение количества туристических поездок в регион |
9. | Формирование инвестиционных лотов для создания объектов инфраструктуры автотуризма региона | Министерство туризма и промыслов Нижегородской области | постоянно | Подготовлены инвест-лоты в виде презентаций |
10. | Определение мест установки нестационарных торговых объектов в инфраструктуре общественного питания и придорожного сервиса | Министерство туризма и промыслов Нижегородской области | IV квартал 2025 г. | Подготовлена схема размещения объектов |
11. | Интеграция с ресурсом “Земля для туризма” на публичной кадастровой карте с целью поиска земельных участков для реализации инвестиционных проектов инфраструктуры придорожного сервиса | Министерство туризма и промыслов Нижегородской области | IV квартал 2025 г. | На публичной кадастровой карте в раздел “Земля для туризма” включены земельные участки вблизи автомобильных трасс для реализации инвестпроектов в сфере туризма |
12. | Формирование стендов сувенирной продукции Нижегородской области на основных АЗС “Лукойл” | Министерство туризма и промыслов Нижегородской области | IV квартал 2025 г. | Установлены стенды сувенирной продукции |
13. | Мониторинг состояния автомобильных дорог и объектов показа региона на основных маршрутах автотуризма с целью формирования потребности и синхронизации работ по ремонту дорожного покрытия, работ по реконструкции (реставрации) и оснащению объектов туристского показа, в том числе объектов культурного наследия, включая религиозные сооружения, музейные учреждения | Министерство туризма и промыслов Нижегородской области, ОМСУ (по согласованию), ГКУ НО “ГУАД” (по согласованию) (дороги регионального и межмуниципального значения) | постоянно | Подготовлен перечень мероприятий |
14. | Проведение (в рамках компетенции) ремонта фасадов объектов показа в туристских центрах на маршрутах автотуризма | Министерство туризма и промыслов Нижегородской области, АНО “АСИРИС” (по согласованию) | 2025 – 2027 годы | Отремонтированы фасады объектов показа на основных автомобильных маршрутах региона |
15. | Приведение в нормативное состояние участков автомобильных дорог, входящих в состав автомобильных туристских маршрутов, в том числе 22Р-0159, 22Р-0152, 22К-0022, 22К-0036, 22К-0064, 22К-0073, 22К-0079 | ГКУ НО “ГУАД” (по согласованию) | 2025 – 2027 годы | Выполнены работы по ремонту приоритетных для развития автотуризма участков дорог |
16. | Создание (в рамках компетенции) парковок, в том числе для автобусов, перевозящих экскурсионные группы, вблизи объектов туристской инфраструктуры на маршрутах автотуризма | Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, ГКУ НО “ГУАД” (по согласованию), министерство туризма и промыслов Нижегородской области, ОМСУ (по согласованию) | 2025 – 2027 годы | Созданы новые парковочные пространства вблизи объектов туристской инфраструктуры |
17. | Обновление (в рамках компетенции) (капитальный ремонт, реконструкция, сохранение объектов культурного наследия) и оснащения объектов туристского показа на автомобильных туристских маршрутах | Министерство туризма и промыслов Нижегородской области, министерство культуры Нижегородской области, АНО “АСИРИС” (по согласованию) | 2025 – 2027 годы | Выполнены работы по обновлению и оснащению объектов туристского показа |
18. | Создание системы туристской навигации для автопутешественников на основных маршрутах автомобильного туризма | Министерство туризма и промыслов Нижегородской области, ОМСУ (по согласованию) | 2025 – 2027 годы | Установлены знаки туристской навигации на маршрутах автотуризма |
19. | Реализация пилотного проекта организации маршрутов автомобильного туризма с использованием автодомов российского производства (каршеринг) | Министерство туризма и промыслов Нижегородской области | 2025 – 2027 годы | Пилотный проект реализован, создана новая услуга для автопутешественников |
20. | Реализация мероприятий по обеспечению устойчивой мобильной и интернет-связью на автомобильных трасах Р-158, Р-177, М-7 | Министерство цифрового развития и связи Нижегородской области | 2025 – 2027 годы | Увеличена доля покрытия сотовой и интернет-связью |
21. | Организация (в рамках компетенции) площадок отдыха с кемпстоянкой на автомобильных туристских маршрутах, в том числе для размещения автодомов | Министерство туризма и промыслов Нижегородской области, министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, ГКУ НО “ГУАД” (по согласованию), ОМСУ (по согласованию) | 2025 – 2027 годы | Созданы площадки для отдыха с кемпстоянками |
22. | Создание глэмпинговых зон для размещения автодомов на автомобильных туристских маршрутах | Министерство туризма и промыслов Нижегородской области, ОМСУ (по согласованию) | 2025 – 2027 годы | Созданы глэмпинговые зоны для размещения автодомов |
23. | Создание условий для обеспечения зарядки электромобилей на территории городских и муниципальных округов, по которым пролегают автомобильные туристические маршруты | Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области, ОМСУ (по согласованию) | 2025 – 2027 годы | Созданы электрозарядные станции на маршрутах автотуризма |
24. | Оснащение санитарными модулями объектов туристской инфраструктуры (в рамках компетенции) | Министерство туризма и промыслов Нижегородской области, ОМСУ (по согласованию) | 2025 – 2027 годы | Установлены санитарные модули в объектах туристской инфраструктуры |
25. | Привлечение инвесторов для создания объектов дорожного сервиса с возможностью подключения мобильных торговых объектов к электрическим сетям и системе водоснабжения | Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области, ОМСУ (по согласованию) | 2025 – 2027 годы | Созданы объекты дорожного сервиса с возможностью подключения мобильных торговых объектов к электрическим сетям и системе водоснабжения |
26. | Подготовка предложений по приоритетному направлению средств, высвобождаемых в рамках списания бюджетных кредитов и инфраструктурных бюджетных кредитов, на финансирование мероприятий, отвечающих целям и задачам региональной программы | Министерство туризма и промыслов Нижегородской области, министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области, министерство цифрового развития и связи Нижегородской области | 2025 – 2027 годы | Подготовлены предложения по приоритетному направлению средств |
27. | Направление заявки Нижегородской области для участия в отборе субъектов Российской Федерации для предоставления единой субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях достижения показателя “число туристских поездок”, установленного государственной программой Российской Федерации “Развитие туризма”, на финансирование мероприятий, которые осуществляются в рамках проектов, предусматривающих строительство объектов вблизи приоритетных автомобильных туристских маршрутов. | Министерство туризма и промыслов Нижегородской области | 2025 – 2027 годы | Заявка направлена |