В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ “О гражданской обороне”, постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 “Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации”, от 17 октября 2019 г. N 1333 “О порядке функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения”, законом Нижегородской области от 30 октября 2019 г. N 138-З “О гражданской обороне в Нижегородской области”, Указом Губернатора Нижегородской области от 19 июня 2012 г. N 50 “Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в Нижегородской области” Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Положение о порядке функционирования территориальной подсети Нижегородской области сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения.
1.2. Состав учреждений и организаций территориальной подсети Нижегородской области сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Нижегородской области от 23 октября 2020 г. N 875 “Об определении состава учреждений территориальной подсети Нижегородской области сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения”.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Банникова П.В.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
И.о. Губернатора | А.Н. Гнеушев |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 11 марта 2025 г. N 186
Положение
о порядке функционирования территориальной подсети Нижегородской области сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и функционирования территориальной подсети Нижегородской области сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения (далее – территориальная подсеть СНЛК) в целях защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей радиационного, химического и биологического характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Нижегородской области.
1.2. Территориальная подсеть СНЛК является составной частью сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации и представляет собой совокупность действующих специализированных учреждений, подведомственных исполнительным органам Нижегородской области и органам местного самоуправления Нижегородской области, и организаций, осуществляющих функции наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической обстановкой на территории Нижегородской области (далее – учреждения и организации территориальной подсети СНЛК).
1.3. Функционирование территориальной подсети СНЛК в полном объеме или частично начинается с начала ведения гражданской обороны на территории Нижегородской области.
1.4. Руководство деятельностью территориальной подсети СНЛК осуществляет министерство региональной безопасности Нижегородской области.
Непосредственное руководство учреждениями и организациями территориальной подсети СНЛК, осуществляют соответственно исполнительные органы Нижегородской области, органы местного самоуправления Нижегородской области, в сфере деятельности которых находятся учреждения, входящие в состав территориальной подсети СНЛК, а также руководитель соответствующего учреждения и организации.
1.5. Координация деятельности и методическое руководство территориальной подсетью СНЛК осуществляется Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее – Главное управление МЧС России по Нижегородской области).
2. Основные задачи территориальной подсети СНЛК
Основными задачами территориальной подсети СНЛК являются:
а) наблюдение, своевременное обнаружение опасностей возникновения радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов питьевой воды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья животного и растительного происхождения, индикация возбудителей инфекционных заболеваний, в том числе общих для человека и животных, патогенных биологических агентов, вызывающих инфекционные болезни человека, животных и поражение растений вредными и особо опасными организмами, а также представление сведений о возникновении возможных опасностей на территории Нижегородской области;
б) организация и проведение радиационной, химической и биологической разведки для обнаружения, установления и обозначения районов (территорий) Нижегородской области, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению.
3. Основные функции территориальной подсети СНЛК
Основными функциями территориальной подсети СНЛК являются:
а) наблюдение и лабораторный контроль за состоянием радиационной, химической и биологической обстановки на территории Нижегородской области;
б) установление наличия в окружающей среде вида патогенных биологических агентов, вызывающих инфекционные болезни человека, животных, вредных и особо опасных вредных организмов на объектах растениеводства и территориях сельскохозяйственных угодий на территории Нижегородской области;
в) отбор и доставка (при необходимости) проб в специализированные учреждения для проведения исследований по определению загрязненности радиоактивными веществами, зараженности отравляющими веществами, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами;
г) выработка предложений по повышению эффективности деятельности территориальной подсети СНЛК в условиях опасностей радиационного, химического и биологического характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
4. Функционирование учреждений и организаций территориальной подсети СНЛК и порядок передачи информации об опасностях радиационного, химического и биологического характера
4.1. Информация о возможных опасностях радиационного, химического и биологического характера, а также о принимаемых мерах по их локализации представляется не позднее одного часа после обнаружения опасности:
а) учреждениями и организациями территориальной подсети СНЛК – в Главное управление МЧС России по Нижегородской области (через центр управления в кризисных ситуациях), в министерство региональной безопасности Нижегородской области и в исполнительные органы Нижегородской области, в сфере деятельности которых они находятся, не позднее одного часа после обнаружения опасности;
б) исполнительными органами Нижегородской области, в сфере деятельности которых находятся учреждения территориальной подсети СНЛК – в Главное управление МЧС России по Нижегородской области не позднее одного часа после получения информации.
4.2. Взаимодействие учреждений и организаций территориальной подсети СНЛК с органами, осуществляющими управление гражданской обороной, на соответствующих уровнях осуществляется с использованием пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной.
4.3. Функционирование территориальной подсети СНЛК с начала ведения гражданской обороны на территории Нижегородской области осуществляется в следующих режимах:
а) “повседневная деятельность” – при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации с наличием радиационного, химического, биологического опасного фактора;
б) “повышенная готовность” – при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации с наличием радиационного, химического, биологического опасного фактора;
в) “чрезвычайная ситуация” – при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации с наличием радиационного, химического, биологического опасного фактора.
5. Материально-техническое обеспечение учреждений и организаций территориальной подсети СНЛК
Материально-техническое обеспечение учреждений и организаций территориальной подсети СНЛК осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета, а также за счет средств организаций.
6. Обучение руководителей и специалистов учреждений и организаций территориальной подсети СНЛК
6.1. Обучение руководителей учреждений и организаций территориальной подсети СНЛК проводится в образовательных учреждениях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.2. Обучение специалистов учреждений и организаций территориальной подсети СНЛК осуществляется в государственной бюджетной общеобразовательной организации дополнительного профессионального образования “Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области имени Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова” и организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Оценка готовности учреждений и организаций территориальной подсети СНЛК
7.1. Готовность учреждений и организаций территориальной подсети СНЛК к выполнению возложенных на них задач обеспечивается исполнительными органами Нижегородской области и проверяется в ходе учений (тренировок), проверок по гражданской обороне.
7.2. Отчеты о работе и состоянии территориальной подсети СНЛК представляются министерством региональной безопасности Нижегородской области в Главное управление МЧС России по Нижегородской области, в составе материалов для доклада о состоянии защиты населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и доклада о состоянии гражданской обороны.
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 11 марта 2025 г. N 186
Состав
учреждений и организаций территориальной подсети Нижегородской области сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения
N | Наименование учреждения (организации) территориальной подсети Нижегородской области сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения | Основные задачи, решаемые в структуре территориальной подсети Нижегородской области сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения |
1. | Медицинские организации, функции и полномочия учредителя которых выполняет министерство здравоохранения Нижегородской области: – государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области “Инфекционная клиническая больница N 2 г. Нижнего Новгорода”; – государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области “Инфекционная больница N 23 г. Нижнего Новгорода” | индикация возбудителей инфекционных заболеваний для человека, патогенных биологических агентов, вызывающих инфекционные болезни человека, а также предоставление сведений о возникновении возможных опасностей биологического заражения |
2. | Учреждения, подведомственные комитету ветеринарии Нижегородской области: – государственное бюджетное учреждение Нижегородской области “Областная ветеринарная лаборатория”; – государственное бюджетное учреждение Нижегородской области “Арзамасская межрайонная ветеринарная лаборатория”; – государственное бюджетное учреждение Нижегородской области “Богородская межрайонная ветеринарная лаборатория”; – государственное бюджетное учреждение Нижегородской области “Государственное ветеринарное управление Городецкого муниципального округа” (Городецкая межрайонная ветеринарная лаборатория); – государственное бюджетное учреждение Нижегородской области “Государственное ветеринарное управление Княгининского муниципального округа” (Княгининская межрайонная ветеринарная лаборатория); – государственное бюджетное учреждение Нижегородской области “Государственное ветеринарное управление Пильнинского муниципального округа” (Пильнинская межрайонная ветеринарная лаборатория); – государственное бюджетное учреждение Нижегородской области “Государственное ветеринарное управление Починковского муниципального округа” (Починковская межрайонная ветеринарная лаборатория); – государственное бюджетное учреждение Нижегородской области “Государственное ветеринарное управление городского округа округ Шахунья” (Шахунская межрайонная ветеринарная лаборатория) | а) установление вида возбудителей заразных заболеваний животных в подозрительных материалах, отобранных от животных, а также в пробах воды в местах водопоя животных; б) лабораторная диагностика заразных болезней животных; в) идентификация выделенных штаммов микроорганизмов возбудителей инфекционных болезней животных и их токсинов; г) обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению; д) определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах сельскохозяйственной продукции; е) установление радионуклидного состава в пробах сельскохозяйственной продукции загрязненных радиоактивными веществами; ж) определение зараженности сельскохозяйственных животных, продукции, отравляющих, аварийно химически опасных веществ, а также осуществление их индикации; з) отбор проб из объектов ветеринарного надзора в очагах поражения радиоактивными, отравляющими, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами, отбор проб биологического (патологического) материала от больных (трупов) животных, подозрительных на случаи инфекционных болезней, а также вызывающих чрезвычайные ситуации в области ветеринарного надзора, локализацию и упаковку отобранных проб и объектов, имеющих подозрение на наличие патогенных биологических агентов, и доставку таких проб в специализированные ветеринарные учреждения; и) проведение лабораторных исследований проб от животных, пораженных радиоактивными, отравляющими, аварийно химически опасными веществами, с выдачей результатов лабораторных исследований; к) проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных), загрязненных радиоактивными веществами, зараженных отравляющими веществами, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами, с выдачей заключения о результатах лабораторных исследований; л) прогнозирование и оценку радиационной, химической и биологической обстановки в целях обоснования планируемых защитных мероприятий; м) оказание методической помощи лабораториям в проведении ветеринарно-санитарной экспертизы и организации профессиональной подготовки специалистов |
3. | Государственное бюджетное учреждение Нижегородской области “Экология региона”, подведомственное министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области | а) выезд групп для проведения химических, физико-химических исследований воды, почвы, атмосферного воздуха (далее – окружающая среда); б) определение зараженности окружающей среды отравляющими, аварийно химически опасными веществами, осуществление их индикации; в) проведение лабораторных химических, физико-химических исследований окружающей среды, с выдачей результатов испытаний лабораторных исследований; г) проведения аналитических химических, физико-химических исследований окружающей среды в рамках контрольных мероприятий водохозяйственной деятельности; д) исследование состояния дна и берегов водных объектов, водоохранных зон в целях оценки и прогнозировании изменений их состояния, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов |
4. | Муниципальное бюджетное учреждение “Инженерно-экологическая служба города Дзержинска” (г.о.г. Дзержинск) | а) наблюдение и лабораторный контроль состояния химической обстановки на опасных производственных объектах и в организациях отраслей промышленности; б) обнаружение химического заражения в районе расположения организации; в) установление границ районов, подвергшихся химическому заражению в районе расположения организации; г) установление в окружающей среде наличия отравляющих и аварийно химически опасных веществ |
5. | Химико-бактериологическая лаборатория муниципального унитарного предприятия “Городской водоканал” города Кстово (Кстовский м.о.) | а) установление вида возбудителей в пробах воды; б) лабораторная диагностика воды; в) идентификация выделенных штаммов микроорганизмов возбудителей инфекционных болезней; г) определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах воды на контролируемых объектах; д) установление радионуклидного состава исследуемых проб материалов, загрязненных радиоактивными веществами; е) определение зараженности воды отравляющими, аварийно химически опасными веществами, осуществление их индикации; ж) проведение лабораторных исследований проб воды, с выдачей результатов испытаний лабораторных исследований |
6. | Центральная химико-бактериологическая лаборатория при Ново-Сормовской водопроводной станции акционерного общества “Нижегородский водоканал” (г.о.г. Нижний Новгород) | а) установление вида возбудителей в пробах воды; б) лабораторная диагностика воды; в) идентификация выделенных штаммов микроорганизмов возбудителей инфекционных болезней; г) проведение лабораторных исследований проб воды, с выдачей результатов испытаний лабораторных исследований |
7. | Центральная химико-бактериологическая лаборатория Слудинской водопроводной станции акционерного общества “Нижегородский водоканал” (г.о.г. Нижний Новгород) | |
8. | Химико-бактериологическая лаборатория при Нижегородской станции аэрации акционерного общества “Нижегородский водоканал” (г.о.г. Нижний Новгород) |