В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях разработки проекта закона Нижегородской области “Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов” Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов (далее – Основные направления).
2. Исполнительным органам Нижегородской области (субъектам бюджетного планирования областного бюджета) при планировании бюджетных ассигнований на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов руководствоваться Основными направлениями.
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
И.о. Губернатора | Е.Н. Поляков |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 24.10.2024 N 651
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов разработаны в соответствии со статьей 20 Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 г. N 126-З “О бюджетном процессе в Нижегородской области” с целью определения условий и основных подходов к формированию проекта областного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, обеспечения прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Бюджетная и налоговая политика Нижегородской области на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность бюджетной и налоговой политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определенных ежегодными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года”, Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. N 889.
1. Основные итоги реализации бюджетной и налоговой политики Нижегородской области в 2022 – 2024 годах
Бюджетная и налоговая политика Нижегородской области в 2022 – 2023 годах была направлена на решение задач бюджетной консолидации в целях обеспечения устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Нижегородской области.
Реализации основных направлений бюджетной политики способствовало исполнение Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Нижегородской области на 2018 – 2024 годы, утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от 30 марта 2017 г. N 386-р.
Динамика основных показателей консолидированного бюджета Нижегородской области за 2022 – 2023 годы
млрд рублей
2022 год | темп роста,% | 2023 год | темп роста,% | |
Доходы | 331,5 | 115,0 | 396,8 | 119,7 |
в том числе налоговые и неналоговые доходы | 265,5 | 119,8 | 330,4 | 124,4 |
Безвозмездные поступления | 66,0 | 99,3 | 66,4 | 100,7 |
Расходы | 351,5 | 123,9 | 405,2 | 115,3 |
Дефицит / Профицит | -20,0 | -8,4 |
Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2023 году получены в объеме 396,8 млрд рублей и увеличились за 2022 – 2023 годы на 108,6 млрд рублей или на 38%.
Расходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2023 году исполнены в объеме 405,2 млрд рублей и увеличились за 2022 – 2023 годы на 121,5 млрд рублей или на 42,8%.
Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета Нижегородской области занимают расходы на отрасли социальной сферы – ежегодно более 57% в общем объеме расходов.
Правительством Нижегородской области обеспечено своевременное и в полном объеме исполнение всех принятых расходных обязательств, в том числе по сохранению параметров по уровню заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., по предоставлению мер социальной поддержки населению, в том числе граждан находящихся в трудной жизненной ситуации, реализация национальных проектов, капитальный ремонт объектов социальной инфраструктуры, строительство новых социальных объектов.
Осуществлена поддержка промышленных предприятий, организаций агропромышленного комплекса и других отраслей, посредством субсидирования затрат на производство и реализацию продукции, модернизацию и расширение производства, оплату процентных ставок по кредитам коммерческих банков, а также посредством предоставления налоговых льгот и государственных гарантий Нижегородской области.
В 2023 году Нижегородская область участвовала в реализации 13 национальных проектов, на финансирование которых было предусмотрено 64,5 млрд рублей, в том числе за счет областных средств 26,8 млрд рублей. В течение года освоено 61,5 млрд рублей (95,6% от запланированной суммы), в том числе областных средств – 24,4 млрд рублей. Основной объем средств был направлен на национальные проекты: “Безопасные и качественные автомобильные дороги”, “Жилье и городская среда”, “Образование”, “Экология” и “Наука и университеты” (создание ИТ-кампуса в г. Нижнем Новгороде).
Проводилась эффективная долговая политика, в том числе посредством использования механизма привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов, как эффективного источника финансирования инфраструктурных проектов, а также механизма предоставления государственных гарантий с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования (СОПФ), что позволило не привлекать дорогостоящие кредиты коммерческих банков на реализацию этих инфраструктурных проектов.
Объем государственного долга на конец 2023 года составил 155,2 млрд рублей, в том числе без учета бюджетных кредитов, предоставленных в 2021 и 2022 годах муниципалитетам на замещение рыночных заимствований, инфраструктурных бюджетных кредитов и специального казначейского кредита, объем долга составил 104,9 млрд рублей. Долговая нагрузка находится в рамках обязательств, установленных Соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета.
В целях повышения качества бюджетного планирования, повышения результативности и эффективности использования средств в 2022 – 2023 годах проводилась работа по следующим направлениям:
– формирование и исполнение областного бюджета в программном формате на основе государственных программ Нижегородской области;
– формирование и исполнение областного бюджета с использованием единой комплексной системы управления бюджетным процессом “Государственная информационная система управления общественными финансами министерства финансов Нижегородской области”;
– проведение оценки эффективности налоговых расходов Нижегородской области и муниципальных образований Нижегородской области;
– проведение оценки эффективности государственных программ Нижегородской области, предусматривающей комплексный подход к оценке программ с учетом качества их формирования и эффективности реализации;
– ежегодное формирование государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Нижегородской области;
– сохранение безопасного уровня долговой нагрузки и безусловное выполнение принятых долговых обязательств Нижегородской области;
– применение системы поощрения главных администраторов средств областного бюджета, показавших наилучшие результаты по итогам проводимого мониторинга качества финансового менеджмента, а также поощрения муниципальных округов и городских округов Нижегородской области, достигающих наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов;
– осуществление финансирования расходов с применением механизма утверждения предельных объемов финансирования на каждый квартал с целью недопущения образования просроченной кредиторской задолженности;
– обеспечение открытости и прозрачности информации о бюджетном процессе, об исполнении областного бюджета, о бюджетных и социально-экономических показателях Нижегородской области посредством информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;
– ежегодное проведение публичных слушаний по годовому отчету об исполнении областного бюджета и по проекту областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в целях выявления общественного мнения по вопросам формирования и исполнения областного бюджета.
В 2023 году привлечены значительные объемы кредитных ресурсов из федерального бюджета, в том числе в рамках использования “инфраструктурного меню”, что позволило продолжить строительство новых станций метро, начать строительство дублера проспекта Гагарина, продолжить работы по строительству инженерной инфраструктуры в целях создания условий для развития жилищного строительства.
Общий объем инфраструктурных бюджетных кредитов, привлеченных регионом за 2021 – 2023 годы составляет 33,4 млрд рублей при общей заявке 107,2 млрд рублей до 2026 года.
Привлечение в 2023 году специального казначейского кредита позволило приобрести 306 автобусов малой и средней вместимости для муниципальных автотранспортных предприятий.
Бюджетные казначейские кредиты на опережающее финансирование обеспечения расходных обязательств позволили отремонтировать больше дорог и обеспечить досрочное достижение показателей в рамках национального проекта “Безопасные качественные дороги”.
В 2024 году исполнение областного и консолидированного бюджета Нижегородской области идет в запланированных объемах.
Исполнение консолидированного бюджета Нижегородской области по состоянию на 1 августа 2024 г. составило по доходам 233,7 млрд рублей, по расходам 238,6 млрд рублей.
Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Нижегородской области составило 193,0 млрд рублей, что на 13,7 млрд рублей (7,6%) выше поступлений аналогичного периода 2023 года.
2. Основные направления налоговой политики
Налоговая политика Нижегородской области в 2025 – 2027 годах, как и в предыдущие годы, будет направлена на обеспечение поступления в консолидированный бюджет Нижегородской области всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов.
Приоритетами налоговой политики Нижегородской области в ближайшие три года будут являться эффективное и стабильное функционирование налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Основными направлениями налоговой политики в Нижегородской области на 2025 – 2027 годы определены:
– увеличение налогового потенциала Нижегородской области за счет налогового стимулирования деловой активности в Нижегородской области, привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных и инновационных проектов;
– продолжение политики обоснованности и эффективности применения налоговых льгот, отмена неэффективных и невостребованных льгот;
– государственная поддержка приоритетных отраслей экономики и организаций малого и среднего бизнеса;
– взаимовыгодное сотрудничество с организациями, формирующими налоговый потенциал Нижегородской области, в том числе в рамках заключенных соглашений между Правительством Нижегородской области и крупнейшими организациями Нижегородской области;
– дальнейшее совершенствование налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов консолидированного бюджета Нижегородской области и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам областного бюджета и местных бюджетов на территории Нижегородской области, активизация претензионно-исковой деятельности;
– проведение мероприятий по повышению эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, природными ресурсами Нижегородской области, в том числе выявление земельных участков, используемых не по целевому назначению.
В 2025 – 2027 годах продолжится работа по проведению оценки эффективности налоговых расходов Нижегородской области и муниципальных образований Нижегородской области, отмене неэффективных налоговых льгот. Будут сохранены подходы к установлению налоговых льгот при условии положительной оценки их эффективности. По результатам оценки за 2023 год все налоговые расходы Нижегородской области признаны эффективными.
Формирование налоговых и неналоговых доходов будет основываться на вступающих в силу на федеральном и региональном уровне, а также планируемых к принятию с 2025 года, следующих изменениях законодательства:
– введение пятиступенчатой прогрессивной шкалы налогообложения по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), предусматривающей применение ставок налога в размере:
13% при доходах до 2,4 млн рублей в год (включительно);
15% при доходах от 2,4 млн рублей до 5 млн рублей в год (включительно);
18% при доходах от 5 млн рублей до 20 млн рублей в год (включительно);
20% при доходах от 20 млн рублей 50 млн рублей в год (включительно);
22% при доходах свыше 50 млн рублей в год;
– увеличение стандартных вычетов по НДФЛ на второго ребенка с 1 400 рублей до 2 800 рублей, а также на третьего и каждого последующего ребенка с 3 000 до 6 000 рублей с одновременным увеличением с 350 тыс. рублей до 450 тыс. рублей порогового размера доходов граждан, позволяющего применять данные вычеты;
– установление стандартного налогового вычета по НДФЛ в размере 18 тыс. рублей для граждан, выполнивших нормативы испытаний Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса “Готов к труду и обороне”;
– увеличение с 1,5 до 2 коэффициента, применяемого при учете по налогу на прибыль организаций к расходам на НИОКР из перечня, утвержденного Правительством Российской Федерации;
– увеличение предельных размеров доходов, дающих право на применение упрощенной системы налогообложения, с 200 млн рублей до 450 млн рублей и стоимости основных средств с 150 млн рублей до 200 млн рублей;
– отмена повышенных ставок (8% и 20%) по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
– увеличение ставок акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 18% на 4,7%, вина, фруктовые вина – на 4,6%, пиво – на 3,8%, на автомобильный бензин класса 5, дизельное топливо и моторные масла – на 4,7%;
– предоставление права налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения “доходы минус расходы”, учитывать в составе расходов страховые взносы;
– перенос срока уплаты налога, взимаемого при применении патентной системы налогообложения, по патентам, срок окончания действия которых приходится на 31 декабря, с последнего дня действия патента на 28 декабря;
– установление бессрочного действия пониженной ставки налога на имущество организаций в размере 1,6% в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью;
– предоставление права представительным органам муниципальных образований с 2025 года увеличивать до 2,5% ставку налога на имущество физических лиц и до 1,5% ставку земельного налога в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей;
– увеличение со 100 до 300 рублей суммы налогов, исчисленных налоговым органом, в отношении которых налогоплательщику не направляется налоговое уведомление;
– освобождение на федеральном уровне от уплаты налога на имущество физических лиц участников специальной военной операции и членов их семей;
– увеличение размеров государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и арбитражными судами;
– установление размеров государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости в зависимости от кадастровой стоимости;
– предоставление права представительным органам муниципальных образований с 2025 года устанавливать на своих территориях туристический налог;
– на 2025 год планируется установление коэффициента, используемого для расчета суммы фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц для иностранных граждан в Нижегородской области, в размере 2,98;
– планируется установление в Нижегородской области пониженных налоговых ставок по упрощенной системе налогообложения (в размере 1% случае, если объектом налогообложения являются доходы, и в размере 5% в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов), для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере дополнительного образования;
– планируется установление в Нижегородской области пониженных налоговых ставок по упрощенной системе налогообложения (в размере 1% случае, если объектом налогообложения являются доходы, и в размере 5% в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов), для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, связанные с разработкой и производством беспилотных авиационных систем;
– планируется распространение действия в Нижегородской области патентной системы налогообложения на физкультурно-оздоровительную деятельность (деятельность бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельность саун, соляриев, салонов для снижения веса и похудения и т.п.);
– планируется увеличение в Нижегородской области с 2,0% до 2,5% ставки налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, и кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн рублей;
– планируется освобождение в Нижегородской области от уплаты налога на имущество организации в отношении объектов судоходных и портовых гидротехнических сооружений, в строительство, ремонт и реконструкцию которых были осуществлены капитальные вложения после 1 января 2010 г.;
– планируется увеличение в Нижегородской области ставки налога на игорный бизнес за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы с 3 млн рублей до 9,5 млн рублей;
– планируется установление на соответствующий год коэффициентов индексации арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Нижегородской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также арендной платы за объекты нежилого фонда областной собственности на уровне планируемого среднегодового индекса потребительских цен.
3. Основные направления бюджетной политики
Основной задачей бюджетной политики на планируемый период остается обеспечение сбалансированности и устойчивости консолидированного и областного бюджетов Нижегородской области, в том числе за счет:
– формирования реалистичного прогноза поступления налоговых и неналоговых доходов;
– обеспечения финансовыми ресурсами в первую очередь действующих расходных обязательств, гарантированного исполнения социальных обязательств Нижегородской области, осуществления взвешенного подхода к принятию новых расходных обязательств;
– проведения ответственной и взвешенной долговой политики, реализации мер, направленных на обеспечение выполнения условий соглашений о привлечении бюджетных кредитов из федерального бюджета и о реструктуризации обязательств по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов в связи со значительным накопленным объемом долгосрочных обязательств, следующей задачей бюджетной политики является осуществление мер по повышению эффективности использования бюджетных средств, в том числе за счет:
– концентрации финансовых ресурсов на достижении целей и результатов региональных проектов, направленных на реализацию национальных проектов;
– предоставления мер социальной поддержки населения Нижегородской области с учетом изменения численности их получателей и исходя из принципа адресности и применения критериев нуждаемости;
– оптимизации и приоритизации инвестиционных расходов, использования всех инструментов инфраструктурного меню, разработанных на федеральном уровне;
– повышения операционной эффективности использования бюджетных средств;
– вовлечения организаций, не являющихся государственными учреждениями, в процесс оказания государственных услуг, в том числе путем использования механизма социального заказа на оказание государственных услуг;
– внедрения системы управления налоговыми расходами и обеспечения ее интеграции в бюджетный процесс;
– повышения эффективности предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, в том числе бюджетным и автономным учреждениям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг посредством мониторинга достижения результатов их предоставления;
– повышения эффективности предоставления субсидий в виде имущественного взноса, в целях финансового обеспечения уставной деятельности автономных некоммерческих организаций с учетом нормативов затрат, утвержденных приказом министерства финансов Нижегородской области от 1 июня 2021 г. N 98, а также индексации расходов автономных некоммерческих организаций на очередной финансовый год и на плановый период на уровень, не превышающий уровень индексации расходов государственных учреждений Нижегородской области;
– повышения качества бюджетного планирования при определении объемов субвенций на осуществление органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области переданных государственных полномочий.
Особое внимание будет уделяться повышению эффективности государственного управления, а именно:
– обеспечению своевременной корректировки государственных программ Нижегородской области на основе оценки эффективности их реализации;
– повышению качества финансового менеджмента в исполнительных органах Нижегородской области и государственных учреждениях Нижегородской области;
– повышению эффективности процедур проведения государственных закупок;
– развитию информационных технологий и интеграции информационных ресурсов в сфере управления государственными и муниципальными финансами Нижегородской области;
– реализации принципов открытости и прозрачности управления государственными финансами.
4. Основные подходы к формированию областного бюджета
В основу формирования бюджетных назначений по доходным источникам консолидированного бюджета Нижегородской области будет принят прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов), предусматривающий динамику развития экономики Нижегородской области в среднесрочной перспективе и рост основных экономических показателей, влияющих на налоговую базу.
Бюджетная политика Нижегородской области в части расходов на 2025 – 2027 годы в первую очередь будет ориентирована на безусловное достижение приоритетов и целей, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года”.
В среднесрочной перспективе сохраняются следующие приоритеты бюджетных расходов:
– обеспечение сохранения параметров по уровню заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики”, от 1 июня 2012 г. N 761 “О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы” и от 28 декабря 2012 г. N 1688 “О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”;
– обеспечение индексации заработных плат работников бюджетной сферы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;
– реализация региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов Российской Федерации;
– обеспечение бесперебойного функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной, логистической, социальной инфраструктуры, объектов образования, здравоохранения, социального обеспечения;
– реализация мер социальной поддержки населения с учетом ежегодной индексации социальных пособий и денежных выплат;
– реализация мер адресной поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе путем продолжения практики заключения социальных контрактов, а также граждан, заключивших социальный военный контракт;
– содействие занятости населения, содействие в трудоустройстве и социальной адаптации высвобождаемых работников, расширение мер по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников, находящихся под риском увольнения;
– поддержка семей, имеющих детей; обеспечение горячим питанием учащихся начальных классов;
– поддержка молодых семей в целях улучшения жилищных условий;
– предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа, реализация других жилищных программ, действующих в Нижегородской области;
– реализация государственных программ Нижегородской области, направленных на содействие устойчивому развитию экономики Нижегородской области, поддержку приоритетных отраслей экономики и малого бизнеса;
– выполнение финансовых обязательств области по реализации мероприятий в рамках концессионных соглашений, заключенных Правительством Нижегородской области;
– реализация инфраструктурных проектов Нижегородской области, осуществляемых, в том числе, за счет средств инфраструктурных бюджетных кредитов из федерального бюджета;
– приведение в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования;
– реализация мероприятий по развитию коммунальной, инженерной и социальной инфраструктуры, в том числе в рамках комплексного развития сельских территорий;
– реализация мероприятий по поддержке и развитию агропромышленного комплекса;
– софинансирование социально-значимых расходов органов местного самоуправления муниципальных округов и городских округов Нижегородской области.
Основные параметры областного бюджета будут определены исходя из ожидаемого прогноза поступления доходов и с учетом необходимости соблюдения целевых показателей по уровню государственного долга, установленных соглашениями о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета.
Соотношение ежегодных обязательств за счет средств областного бюджета по концессионным соглашениям к общему объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета не должно превышать 20 процентов.
5. Политика в области формирования межбюджетных отношений
Формирование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Нижегородской области в 2025 – 2027 годах будет осуществляться в соответствии с Законом Нижегородской области от 6 декабря 2011 г. N 177-З “О межбюджетных отношениях в Нижегородской области”.
Создание условий для исполнения органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области закрепленных за ними полномочий будет осуществляться посредством закрепления нормативов отчислений от налогов за местными бюджетами, выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований Нижегородской области, обеспечения сбалансированности местных бюджетов и софинансирования вопросов местного значения в соответствии с единым установленным уровнем.
В целях повышения эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных и городских округов Нижегородской области будет продолжена практика распределения дотаций на 2025 – 2027 годы с учетом модельных расходов муниципальных образований Нижегородской области, представляющих собой расчетный объем расходов, максимально учитывающих специфику муниципальных образований Нижегородской области и оценивающих объем средств, необходимых для полноценного исполнения собственных полномочий по решению вопросов местного значения.
Доведение отношения расчетного дефицита бюджета муниципального (городского) округа Нижегородской области к модельным расходам до единого минимально возможного для всех муниципальных (городских) округов Нижегородской области уровня будет осуществляться за счет предоставления дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных (городских) округов Нижегородской области.
В целях социально-экономического развития и оздоровления муниципальных финансов с органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, являющимися получателями дотаций из областного бюджета в 2025 – 2027 годах, будут заключены соглашения, предусматривающие обязательства по приоритетному расходованию средств местного бюджета и достижению отдельных показателей, направленных на стабилизацию и оздоровление финансово-экономического положения муниципальных образований Нижегородской области.
Для повышения заинтересованности органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в наращивании налогооблагаемой базы планируется продолжить практику применения при определении налогового потенциала территории показателя роста налогооблагаемой базы муниципальных образований Нижегородской области, не превышающего средних значений по муниципальным образованиям Нижегородской области.
В целях стимулирования заинтересованности и вовлеченности муниципальных образований и граждан Нижегородской области в процесс принятия бюджетных решений будет продолжена практика реализации мероприятий, направленных на развитие на территории Нижегородской области инициативного бюджетирования.
В качестве дополнительных мер стимулирования органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области к повышению эффективности деятельности, в том числе качества управления муниципальными финансами, предусмотрено предоставление дотаций из областного бюджета бюджетам муниципальных округов, городских округов Нижегородской области:
– на поощрение за достижение наилучших значений показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных округов, городских округов Нижегородской области;
– на поощрение за достижение наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов;
– на поощрение за достижение наилучших результатов по увеличению доли налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных округов, городских округов Нижегородской области;
– на поощрение за достижение наилучших результатов по росту фонда оплаты труда и налоговых доходов местных бюджетов;
– на поощрение за достижение наилучших результатов по разработке и внедрению проектов по бережливости.
Приоритетными направлениями работы Правительства Нижегородской области в сфере межбюджетных отношений в 2025 – 2027 годах будет являться контроль за осуществлением органами местного самоуправления муниципальных и городских округов Нижегородской области приоритетных направлений расходования бюджетных средств в рамках реализации государственной политики на местном уровне и за проведением ответственной финансовой политики.
6. Политика в области управления государственным долгом Нижегородской области
Управление государственным долгом включает три взаимосвязанных направления:
– планирование объема, сроков погашения и структуры государственного долга;
– осуществление операций с государственным долгом: заимствований, предоставления гарантий, обслуживания и погашения долга и др.;
– осуществление учета и формирование отчетности по долговым обязательствам.
Долговая политика будет направлена на обеспечение устойчивого и сбалансированного исполнения областного бюджета и нацелена на сохранение безопасного уровня долговой нагрузки, безусловное выполнение принятых долговых обязательств Нижегородской области, что будет способствовать повышению кредитного рейтинга Нижегородской области и снижению стоимости заимствований.
Основными задачами реализации долговой политики являются:
– поддержание объема государственного долга в пределах ограничений, предусмотренных соглашениями о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета;
– использование инфраструктурных бюджетных кредитов, как эффективного источника финансирования инфраструктурных проектов;
– оптимизация источников (структуры) заемного финансирования с учетом минимизации стоимости заимствований и возможных рисков;
– обеспечение открытости и прозрачности информации о государственном долге Нижегородской области.
7. Повышение эффективности управления исполнением областного бюджета
В рамках повышения эффективности кассового исполнения областного бюджета планируется:
– дальнейшее совершенствование механизма казначейского сопровождения по целевым средствам;
– совершенствование процедуры управления средствами на едином счете областного бюджета, повышение качества прогнозирования кассового плана с использованием принципа сбалансированности поступлений и перечислений из областного бюджета, обеспечение непрерывности и своевременности выплат;
– обеспечение эффективного и полного использования бюджетных средств.
Повышению эффективности управления исполнением областного бюджета будет способствовать дальнейшее совершенствование единой комплексной системы управления бюджетным процессом “Государственная информационная система управления общественными финансами министерства финансов Нижегородской области”, в том числе региональной информационной системы “Автоматизированный центр контроля “Государственные закупки”.
8. Повышение эффективности финансового контроля и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд
В целях повышения эффективности финансового контроля и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (далее – контроль в сфере закупок) планируется:
– осуществление исполнительными органами Нижегородской области мероприятий по осуществлению внутреннего финансового аудита;
– обеспечение главными распорядителями бюджетных средств соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
– совершенствование механизмов применения риск-ориентированного подхода при планировании деятельности по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок, в части определения приоритетных направлений контроля, а также выбора объектов контроля;
– совершенствование правового регулирования контроля в сфере закупок, внутреннего государственного финансового контроля, ведомственного контроля в сфере закупок и контроля учредителя с учетом практической контрольной деятельности;
– проведение анализа деятельности исполнительных органов Нижегородской области по осуществлению контроля учредителя и ведомственного контроля в сфере закупок в целях повышения качества контрольной деятельности.