Распоряжение Губернатора Нижегородской области от 20 июня 2023 г. N 826-р
“Об утверждении Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области и автономной некоммерческой организации по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций “Диалог Регионы” по выявлению и предотвращению распространения в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” недостоверной информации и социально значимых информационных рисков”
В соответствии с подпунктом 5.6 пункта 5 протокола заседания Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе от 9 декабря 2022 г. N 2, посвященного вопросам деятельности органов власти по повышению социального самочувствия населения в регионах Приволжского федерального округа посредством решения общественно значимых проблем граждан, в целях совершенствования информационно-разъяснительной работы с гражданами, развития и качественного улучшения коммуникативной политики органов власти, формирования эффективных каналов обратной связи, доведения информации о позитивных изменениях в отраслях деятельности до жителей Нижегородской области:
1. Утвердить прилагаемый Регламент взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области и автономной некоммерческой организации по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций “Диалог Регионы” по выявлению и предотвращению распространения в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” недостоверной информации и социально значимых информационных рисков.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Гнеушева А.Н.
И.о. Губернатора | А.Н. Гнеушев |
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Губернатора
Нижегородской области
от 20 июня 2023 г. N 826-р
Регламент
взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области и автономной некоммерческой организации по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций “Диалог Регионы” по выявлению и предотвращению распространения в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” недостоверной информации и социально значимых информационных рисков
1. Основные положения
1.1. Настоящий Регламент определяет порядок работы по следующим направлениям:
– мониторинг информационного поля на предмет выявления информационных рисков и недостоверной информации социально значимого характера;
– активация рисков и недостоверной информации в информационно-аналитической системе “Призма” (далее – ИАС “Призма”);
– верификация информации, содержащейся в сообщениях, квалифицированных как информационный риск или потенциально недостоверное сообщение;
– выработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на нивелирование информационной угрозы;
– анализ и оценка эффективности отработки информационных угроз.
1.2. Для целей настоящего Регламента используются следующие основные понятия:
а) информационная угроза – любые сведения и материалы, распространяющиеся в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”), способные привести к росту социальной напряженности, дестабилизирующие общественную обстановку, подрывающие доверие граждан к органам исполнительной власти Нижегородской области, содержащие прямую критику представителей органов исполнительной власти Нижегородской области и подведомственных им учреждений;
б) верификация – процесс, направленный на подтверждение информационной угрозы или ее опровержение со стороны органа исполнительной власти Нижегородской области, к компетенции которого относится данная сфера деятельности;
в) мониторинг информационного поля – процесс, направленный на обнаружение информационных рисков и недостоверной информации в сети “Интернет”;
г) ИАС “Призма” – информационная система, предназначенная для организации межведомственного взаимодействия по выявлению и противодействию распространению в сети “Интернет” информационных угроз, имеющих негативные репутационные или социально значимые последствия и издержки;
д) алерт-чат – чат в мессенджере, используемый для информирования об информационных угрозах и выработки сценария реагирования на информационные угрозы;
е) чат в ИАС “Призма” – форма коммуникации, предусмотренная информационной системой для обеспечения взаимодействия всех участников отработки информационных угроз, которая используется для получения рекомендаций от куратора автономной некоммерческой организации “Диалог Регионы”, (далее – АНО “Диалог Регионы”) загрузки ссылок на отработку информационных угроз для оценки эффективности отработки информационных угроз;
ж) Центр управления регионом Нижегородской области (далее – ЦУР) – структурное подразделение АНО “Диалог Регионы”, выполняющее его функции и задачи;
з) куратор АНО “Диалог Регионы” – сотрудник АНО “Диалог Регионы”, в чью компетенцию входит координация работы ЦУР по направлению мониторинга и аналитики, методологическое сопровождение региональных органов власти по направлению работы с информационными рисками;
и) представитель министерства информационной политики и взаимодействия со средствами массовой информации Нижегородской области (далее – министерство информационной политики) – его сотрудник, в чью компетенцию входит отработка информационных рисков, в том числе взаимодействие с ЦУР и АНО “Диалог Регионы”;
к) скорость реагирования – разница между временем выхода риска на интернет-ресурсе, поддающемся мониторингу, и первичной достаточной реакцией органов исполнительной власти Нижегородской области;
л) соразмерность отработки информационного риска – интегральный количественный показатель, оценивающий, насколько распространение отработки соответствует распространению риска. Определяется на основе данных ИАС “Призма”, учитывает охваты распространения и распределение по площадкам, качество задействованных ресурсов (уровень влияния ресурса и его соответствие аудитории риска). Под площадками подразумеваются все социальные сети, средства массовой информации и мессенджер Telegram. Соразмерность информационной отработки рассчитывается как сумма соразмерности по каждой отдельной площадке. Расчет соразмерности происходит отдельно для регионального и федерального уровней;
м) фейк – недостоверная информация, распространение которой подрывает доверие к власти, способствует распространению паники, увеличивает рост числа жертв мошенников;
н) мессенджер – программа для мгновенного обмена текстовыми сообщениями, аудиозаписями, фотографиями и другими мультимедиа;
о) топ Яндекса – первые 5 строк в разделе “Сейчас в СМИ” на титульной странице поискового сервиса “Яндекс” (dzen.ru).
2. Процесс мониторинга информационного поля и выявления информационных угроз
2.1. ЦУР осуществляет мониторинг информационного поля. В случае обнаружения информационной угрозы ЦУР регистрирует сообщение в ИАС “Призма”.
2.2. В ИАС “Призма” фиксируются следующие сведения: название риска, уровень критичности (экспертная оценка), тематическая категория.
2.3. Сообщение об информационной угрозе направляется в региональный алерт-чат с указанием степени критичности информационного риска, ссылки на публикацию – первоисточник информационной угрозы и (или) наиболее заметную публикацию в информационном пространстве, с указанием органа исполнительной власти Нижегородской области, к компетенции которого относится данная сфера деятельности.
2.4. Представитель министерства информационной политики оперативно доводит информацию об информационной угрозе до руководителя органа исполнительной власти Нижегородской области, к компетенции которого относится данная сфера деятельности, и (или) заместителя Губернатора Нижегородской области, курирующего деятельность соответствующего органа исполнительной власти Нижегородской области, Губернатора Нижегородской области в случае высокой или чрезвычайно высокой степени критичности информационной угрозы.
2.5. Определены следующие уровни критичности информационных угроз, исходя из социальной значимости и социально-политических последствий:
– зеленый – риски низкой степени критичности;
– желтый – риски средней степени критичности;
– красный – риски высокой степени критичности;
– черный – риски чрезвычайно высокой степени критичности (чрезвычайная ситуация федерального масштаба).
2.6. Определены следующие нормативные сроки выявления информационных угроз в информационном пространстве (в источниках, поддающихся мониторингу):
– 2 часа – для рисков низкой степени критичности (за исключением выходных и праздничных дней, вне рабочего времени);
– 1 час – для рисков средней степени критичности (за исключением выходных и праздничных дней, вне рабочего времени);
– 30 минут – для рисков высокой степени критичности;
– 15 минут – для рисков чрезвычайно высокой степени критичности.
3. Процесс верификации и отработка информационных угроз
3.1. При получении сообщения об информационной угрозе в алерт-чате ответственный представитель министерства информационной политики обеспечивает верификацию информации, содержащейся в сообщении, и информирование участников алерт-чата о планирующихся действиях по отработке информационной угрозы, а также об иных мерах в связи с информационной угрозой.
3.2. При выявлении информационных угроз высокой степени критичности и чрезвычайной ситуации (красный и черный уровни риска) куратором АНО “Диалог Регионы” в ИАС “Призма” открывается чат для отработки риска. В чат направляются рекомендации для отработки риска. Дополнительно со стороны АНО “Диалог Регионы” может быть инициировано создание межведомственного чата в мессенджере для координации информационной отработки риска чрезвычайно высокой степени критичности.
3.3. При выявлении информационных угроз низкого и среднего уровня критичности решение об открытии чата в ИАС “Призма” может быть принято министерством информационной политики или ЦУР. При открытии чата представители министерства информационной политики сообщают о планирующихся мероприятиях по отработке риска. ЦУР передает полученную информацию кураторам АНО “Диалог Регионы”.
3.4. Скорость реагирования на информационные угрозы исходя из степени критичности:
– “зеленые” риски – на усмотрение региона, исходя из масштабов и динамики распространения риска;
– “желтые” риски – до 2 часов при высоком потенциале эскалации информационной угрозы;
– “красные” риски – до 1 часа;
– “черные” риски – до 30 минут.
3.5. Министерство информационной политики при участии ЦУР вырабатывает тезисы и сценарий реагирования на информационную угрозу. При необходимости обеспечивает согласование сценария реагирования с органом исполнительной власти Нижегородской области, к компетенции которого относится данная сфера деятельности, заместителем Губернатора Нижегородской области, курирующим деятельность соответствующего органа исполнительной власти Нижегородской области, Губернатором Нижегородской области.
3.6. Министерство информационной политики обеспечивает своевременное получение комментария органа исполнительной власти Нижегородской области, к компетенции которого относится данная сфера деятельности, в соответствии со сценарием отработки риска, а также согласование публичных позиций и данных для публикации (выработка генеральной версии).
3.7. ЦУР при участии министерства информационной политики готовит контент (текстовые, визуальные и аудиовизуальные материалы) для отработки информационного риска в информационном поле. Министерство информационной политики при необходимости обеспечивает согласование контента с органом исполнительной власти Нижегородской области, к компетенции которого относится данная сфера деятельности, заместителем Губернатора Нижегородской области, курирующим деятельность соответствующего органа исполнительной власти Нижегородской области, Губернатором Нижегородской области.
3.8. Министерство информационной политики совместно с ЦУР обеспечивают соразмерное распространение контента с отработкой риска в информационном поле, исходя из масштабов распространения информационного риска. Министерство информационной политики обеспечивает распространение контента на площадках интернет-СМИ. ЦУР обеспечивает распространение контента в социальных сетях.
3.9. ЦУР инициативно, по запросу министерства информационной политики либо по запросу куратора АНО “Диалог Регионы”, готовит информационно-аналитическую справку, содержащую исчерпывающую информацию о распространении информационного риска, сопутствующих угрозах, прогнозе развития ситуации и иную значимую для принятия решения по отработке риска информацию, подкрепляя данные медиаметрическими показателями. Исходя из степени критичности риска и его длительности министерством информационной политики или куратором АНО “Диалог Регионы” устанавливается периодичность и формат подготовки справок по информационному риску.
3.10. Ссылки на материалы с отработкой информационной угрозы в интернет-СМИ министерство информационной политики предоставляет в ЦУР. ЦУР обеспечивает загрузку ссылок на материалы, включая ссылки на материалы интернет-СМИ и материалы, размещенные в социальных сетях, с отработкой информационной угрозы в соответствующий чат ИАС “Призма”.
3.11. При существенной эскалации информационной угрозы в федеральном сегменте информационного поля, необходимости привлечения федеральных ресурсов, таргетинга для отработки риска и синхронизации официальных публичных позиций ЦУР оперативно информирует куратора АНО “Диалог Регионы”. Куратор АНО “Диалог Регионы” обеспечивает присутствие в чате ИАС “Призма” необходимых специалистов для содействия отработке информационной угрозы.
3.12. При существенной эскалации фейка ЦУР информирует куратора АНО “Диалог Регионы” для содействия в опровержении. Куратор АНО “Диалог Регионы” в ходе экспертной оценки распространения фейка и его содержания содействует:
– подготовке публикаций опровержений в федеральных СМИ;
– верификации фейков (в случае, когда есть основание полагать, что информация недостоверна, но нет достаточных данных для ее опровержения);
– размещению опровержения на платформе “Лапша Медиа” и др.;
– модерации фейков в социальных сетях “В контакте” и “Одноклассники”, в том числе блокировке ботов и радикальных сообществ;
– таргетированию опровержения на целевую аудиторию.
4. Оперативный информационный штаб
4.1. При выявлении угроз высокого (красного) уровня критичности представитель министерства информационной политики вправе создать информационный штаб.
4.2. При выявлении угроз чрезвычайно высокого (черного) уровня критичности представитель министерства информационной политики создает информационный штаб в обязательном порядке.
4.3. Штаб формируется в виде общего чата в мессенджере.
4.4. Состав штаба: руководитель штаба – Губернатор Нижегородской области/заместитель Губернатора Нижегородской области, руководитель и ответственные сотрудники ЦУР, представители министерства информационной политики и министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области, представители органов исполнительной власти Нижегородской области (в зависимости от характера риска), иные участники на усмотрение руководителя штаба.
4.5. Задачами штаба являются выработка единой информационной позиции и координация действий.
4.6. Функции штаба:
– оперативная верификация информации;
– выработка информационных тезисов;
– согласование публичных позиций и данных для публикации;
– привлечение необходимых дополнительных информационных и административных ресурсов,
– выработка управленческих решений, направленных на нивелирование риска.
5. Процесс анализа и оценки эффективности отработки информационной угрозы
5.1. ЦУР обеспечивает мониторинг и анализ соразмерности отработки информационного риска в информационном поле.
5.2. При эскалации или повторной эскалации риска ЦУР информирует министерство информационной политики, куратора АНО “Диалог Регионы” и готовит информационно-аналитическую справку по текущей ситуации с выводами о причинах эскалации и прогнозом для корректировки сценария отработки информационного риска и обеспечения соразмерности его отработки.
5.3. Куратор АНО “Диалог Регионы” повторно направляет рекомендации для отработки информационной угрозы в связи с ее эскалацией.
5.4. Куратор АНО “Диалог Регионы” ежеквартально готовит отчет об эффективности отработки информационных рисков и направляет его в ЦУР и в адрес министерства информационной политики для ознакомления.
5.5. По запросу представителей министерства информационной политики отчет об эффективности отработки угрозы высокой и чрезвычайно высокой степени критичности может быть подготовлен куратором АНО “Диалог Регионы” непосредственно после завершения информационной отработки соответствующих угроз.
5.6. Критерии эффективности отработки информационной угрозы:
– отработка предполагает решение или потенциальное решение возникшей проблемы;
– отработка содержит информативный и понятный пользователю посыл, который адаптирован под пользователей социальных сетей и целевую аудиторию риска;
– отработка соразмерна масштабу распространения и потенциала риска;
– отработка уменьшает долю негатива в комментариях к информационной угрозе;
– отработка способствует нивелированию информационной угрозы (в том числе локализации риска на региональном уровне, снижению позиций в региональной вкладке топа Яндекса).
5.7. Риск является отработанным неэффективно в случае, если отработка:
– не предусматривает решения (потенциального решения) возникшей проблемы или понятной аудитории информации о невозможности решения проблемы;
– вызывает дополнительный всплеск негатива или повторную эскалацию риска;
– не адаптирована под социальные сети и целевую аудиторию риска;
– противоречит генеральной версии – единой концепции и стратегии реагирования на информационную угрозу в медиапространстве, которая должна быть реализована всеми участниками разрешения информационной угрозы (генеральная версия включает в себя согласованную, единственно верную принятую версию произошедших событий, ключевые тезисы отработки, единую фактологическую базу);
– несоразмерна масштабу распространения риска.