В целях обеспечения в Нижегородской области благоприятных условий для создания и практического использования новых технологий в сфере общего образования, обеспечивающих качество современного общего образования, а также эффективности и рациональности использования ресурсов образовательных организаций, расположенных на территории Нижегородской области:
1. Установить, что статус регионального образовательного центра опережающего развития присваивается образовательным организациям, учредителем (соучредителем) которой выступает Нижегородская область, имеющим современную учебную и материально-техническую базу.
2. Определить:
2.1. Основными задачами регионального образовательного центра опережающего развития:
– формирование на территории Нижегородской области образовательной системы, обеспечивающей доступность качественного общего образования, отвечающего потребностям развития экономики Нижегородской области, ожиданиям общества и каждого гражданина;
– совершенствование содержания и технологий общего образования, расширение в системе общего образования спектра возможностей в получении качественного образования для всех категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;
– обеспечение для детей школьного возраста доступных и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, в том числе путем увеличения охвата детей дополнительным образованием, обновления содержания и методов работы, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей;
– развитие системы кадрового обеспечения сферы общего образования, позволяющей каждому педагогу повышать уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности.
2.2. Основными направлениями деятельности регионального образовательного центра опережающего развития:
– разработка, апробация, внедрение:
программно-аппаратных решений в образовании, в частности информационно-образовательной среды, обеспечения приемной кампании, включая проведение вступительных испытаний, формирования расписания уроков и занятий, систем контроля и учета доступа, оплаты питания и платных услуг, электронного документооборота и обмена информацией, внутрикорпоративного портала, личных кабинетов участников образовательных отношений, электронного журнала;
инноваций в образовании, в частности методик и технологий учебной и внеурочной деятельности, дополнительного образования, работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, формирования опыта осознанного выбора, организации школы полного дня, реализации индивидуальных учебных планов, потокового обучения и нелинейного расписания; системы оценивания; воспитательной работы, методического, психолого-педагогического и тьюторского сопровождения; инклюзии; управления качеством образования, обеспечения психологического благополучия участников образовательных отношений;
моделей современного управления образовательной организацией, в частности стратегического и оперативного планирования, построения организационно-управленческой структуры и структуры юридических лиц, формирования организационной культуры, организации работы, обеспечения условий труда;
методов ведения финансово-хозяйственной деятельности, в частности финансово-экономической модели, системы финансирования, системы оплаты труда;
современных методов формирования коллектива образовательной организации, в частности подбора и обучения сотрудников, кадровой работы, командного взаимодействия;
современных методов формирования контингента образовательной организации, в частности разработки правил приема, технологии проведения приемной кампании и вступительных испытаний, подготовки заданий для вступительных испытаний;
методик работы с участниками образовательных отношений, в частности просветительской работы среди детей и родителей, детского самоуправления, организации детского, взрослого и семейного досуга;
системы информационного сопровождения, в частности коммуникационной стратегии, организации работы детского медиацентра;
системы информационно-библиотечного сопровождения образовательного процесса, в частности свободного и безопасного доступа участников образовательных отношений к информации, современных подходов к комплектованию библиотечных фондов, методов организации библиотечной внеурочной образовательной деятельности;
системы транспортного обеспечения, в частности методов организации перевозок обучающихся и сотрудников, организации остановочных пунктов и парковочных мест, сопровождения, маршрутов;
технологий изучения и повышения лояльности сотрудников, в частности методов проведения изучения удовлетворенности и вовлеченности среди участников образовательных отношений и сотрудников, способов принятия управленческих решения на основе результатов исследований;
методик образно-художественного воспитания, в частности преподавания предметов художественно-эстетического цикла, методов театральной педагогики в урочной и внеурочной деятельности, модели школьного театра как интегративного направления в образовательной области “Искусство”, модели арт-кластера для создания синтетических продуктов художественного творчества и креативных индустрий;
современных методов организации школьного питания обучающихся и сотрудников, в частности обеспечения качества, вкусовых характеристик, разнообразия и востребованности предлагаемых блюд, формирования привычек здорового питания, возможности питания по выбору, обеспечения питания на протяжении полного дня, организации событийного кейтеринга и обеспечения буфетной продукцией;
моделей развития образовательной среды, отвечающей потребностям современного образовательного процесса, и ее эксплуатации, в частности архитектурно-пространственных решений, оснащения, функциональной нагрузки помещений и пространств, развивающего дизайна;
методов обеспечения комплексной безопасности, в частности антитеррористической защищенности, охраны труда, техники безопасности, гражданской обороны, пожарной безопасности;
– конгрессно-выставочная деятельность на собственной базе, участие в конференциях и профессиональных мероприятиях как на региональном уровне, так и в рамках межрегионального, всероссийского и международного сотрудничества;
– развитие профессионального мастерства педагогических и иных работников общего образования и повышение их квалификации в области инноваций в образовании, внедрения современных образовательных технологий и обмена опытом;
– содействие другим образовательным организациям и органам управления в сфере образования в апробации, доработке и внедрении собственных разработок.
3. Утвердить прилагаемое Положение о присвоении, сохранении и прекращения статуса регионального образовательного центра опережающего развития.
4. Министерству образования и науки Нижегородской области обеспечить реализацию настоящего Указа.
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания, подлежит официальному опубликованию и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2023 г.
И.о. Губернатора | А.Н. Гнеушев |
УТВЕРЖДЕНО
Указом Губернатора
Нижегородской области
от 5 октября 2023 г. N 247
Положение
о присвоении, сохранении и прекращении статуса регионального образовательного центра опережающего развития
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок присвоения, сохранения и прекращения статуса регионального образовательного центра опережающего развития.
1.2. Статус регионального образовательного центра опережающего развития присваивается образовательной организации, соответствующей критериям, установленным пунктом 1 Указа Губернатора Нижегородской области “О региональных образовательных центрах опережающего развития” (далее соответственно – образовательная организация, Указ), при соответствии требованиям и условиям, установленным пунктом 2.1 настоящего Положения.
2. Присвоение статуса регионального образовательного центра опережающего развития
2.1. Образовательная организация, претендующая на присвоение статуса регионального образовательного центра опережающего развития (далее – организация-претендент), на 1-е число месяца, в котором представляется заявка о рассмотрении вопроса о присвоении статуса регионального образовательного центра опережающего развития в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Положения (далее – заявка), должна:
1) соответствовать следующим требованиям:
организация-претендент не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к организации-претенденту другого юридического лица или в форме преобразования), ликвидации, в отношении организации-претендента не введена процедура банкротства, деятельность организации-претендента не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа или главном бухгалтере (при наличии) организации-претендента;
2) отвечать следующим условиям к образовательному процессу:
наличие образовательной программы, соответствующей требованиям законодательства и разработанной на основе миссии и ценностей образовательной организации;
наличие разнообразной образовательной среды, в том числе наличие широкого спектра образовательных пространств и помещений различного функционала;
функционирование в формате “Школа полного дня”;
обеспечение запросов обучающихся и их родителей на получение качественного общего образования через реализацию индивидуальных учебных планов;
наличие кадрового состава, позволяющего вести работу для решения задач опережающего развития (разработка, апробация и внедрение модельных решений; конгрессно-выставочная деятельность, просветительская работа; программно-аппаратное обеспечение, методическое, психолого-педагогическое, тьюторское сопровождение образовательного процесса; управление качеством образования; финансово-хозяйственная деятельность; кадровая работа; информационное сопровождение);
построение работы в соответствии с общими для всех сотрудников миссией и ценностями образовательной организации;
целенаправленная работа по формированию коллектива с подбором сотрудников с помощью процедур ассесмента;
наличие инновационного и научно-методического потенциала для развития региональной системы общего образования.
2.2. Для рассмотрения вопроса о присвоении статуса регионального образовательного центра опережающего развития организация – претендент представляет в министерство образования и науки Нижегородской области (далее – Министерство) заявку, содержащую:
а) письмо с предложением о присвоении организации-претенденту статуса регионального образовательного центра опережающего развития;
б) сведения о соответствии организации-претендента условиям, установленным Указа;
в) копии учредительных документов организации-претендента, заверенные в установленном порядке;
г) подписанные руководителем или иным уполномоченным им лицом и главным бухгалтером (при наличии) организации-претендента или иным должностным лицом, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета организации-претендента, документы, подтверждающие соответствие организации-претендента требованиям и условиям, установленным 2.1 настоящего Положения;
д) согласованный учредителями проект программы деятельности организации-претендента, которой будет присвоен статус регионального образовательного центра опережающего развития (далее – программа деятельности регионального образовательного центра опережающего развития), сформированной образовательной организацией сроком на 1 год в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми приказом Министерства, содержащей мероприятия по реализации основных задач и направлений деятельности регионального образовательного центра опережающего развития, определенных пунктом 2 Указа.
2.3. Направление заявки осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
2.4. Рассмотрение заявки осуществляет комиссия по рассмотрению вопросов присвоения, сохранения и прекращения статуса регионального образовательного центра опережающего развития, формируемая Министерством (далее – комиссия).
Состав комиссии и о ней, представления заявок организациями-претендентами, а также рассмотрения заявок комиссией утверждаются Министерством.
2.5. Комиссия по результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения:
2.5.1. Принимает одно из следующих решений:
а) о соответствии организации-претендента критериям, установленным Указа, а также требованиям и условиям, установленным 2.1 настоящего Положения, и о соответствии программы деятельности регионального образовательного центра опережающего развития подпункту “д” пункта 2.2 настоящего Положения;
б) о несоответствии организации-претендента критериям, установленным Указа, и (или) требованиям, и (или) условиям, установленным 2.1 настоящего Положения, и (или) о несоответствии программы деятельности регионального образовательного центра опережающего развития подпункту “д” пункта 2.2 настоящего Положения.
2.5.2. В срок не позднее 3-го рабочего дня после завершения рассмотрения заявки оформляет принятые решения протоколом заседания комиссии и передает его в Министерство.
2.6. Министерство:
2.6.1. В случае, предусмотренном подпунктом “а” подпункта 2.5.1 пункта 2.5 настоящего Положения, в течение 5 рабочих дней со дня поступления протокола заседания комиссии в Министерство, обеспечивает разработку проекта распоряжения Правительства Нижегородской области о присвоении организации-претенденту статуса регионального образовательного центра опережающего развития.
Извещение организации-претендента о присвоении ей статуса регионального образовательного центра опережающего развития осуществляется Министерством в течение 10 дней со дня принятия распоряжения Правительства Нижегородской области о присвоении организации-претенденту статуса регионального образовательного центра опережающего развития.
2.6.2. В случае, предусмотренном подпунктом “б” подпункта 2.5.1 пункта 2.5 настоящего Положения, в течение 3 рабочих дней со дня поступления протокола заседания комиссии в Министерство, обеспечивает извещение организации-претендента о принятом комиссией решении с обоснованием причины такого решения.
Организация-претендент вправе повторно направить заявку в Министерство после устранения причин, послуживших основанием для принятия комиссией решения, предусмотренного подпунктом “б” подпункта 2.5.1 пункта 2.5 настоящего Положения.
2.7. Образовательная организация, которой присвоен статус регионального образовательного центра опережающего развития, осуществляет свою деятельность в соответствии с программой деятельности регионального образовательного центра опережающего развития, утвержденной руководителем образовательной организации в течение 5 рабочих дней со дня издания распоряжения Правительства Нижегородской области о присвоении статуса регионального образовательного центра опережающего развития.
2.8. Статус регионального образовательного центра опережающего развития, присвоенный образовательной организации в соответствии с настоящим разделом, подлежит сохранению или прекращению в порядке, установленном разделом 3 настоящего Положения.
3. Сохранение и прекращение статуса регионального образовательного центра опережающего развития
3.1. Рассмотрение вопроса о сохранении или прекращении статуса регионального образовательного центра опережающего развития образовательной организации, имеющей статус регионального образовательного центра опережающего развития, осуществляется на основании мониторинга и анализа ее деятельности (далее – мониторинг и анализ).
Мониторинг и анализ проводятся ежегодно по завершению учебного года до начала очередного учебного года.
3.2. Образовательная организация, имеющая статус регионального образовательного центра опережающего развития, на 1-е число месяца, в котором представлены документы в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Положения, должна соответствовать требованиям, а также отвечать условиям, установленным пунктом 2.1 настоящего Положения.
3.3. В рамках мониторинга и анализа образовательная организация, имеющая статус регионального образовательного центра опережающего развития, представляет в Министерство:
а) документы и сведения, предусмотренные подпунктами “б” – “д” пункта 2.2 настоящего Положения;
б) отчет о выполнении программы деятельности регионального образовательного центра опережающего развития, составленный по форме, утвержденной Министерством.
3.4. Направление документов и сведений, предусмотренных 3.3 настоящего Положения, осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
3.5. Рассмотрение документов и сведений, указанных в 3.4 настоящего Положения, осуществляет комиссия.
3.6. Порядок и сроки проведения мониторинга и анализа, включая порядок и сроки рассмотрения документов и сведений, указанных в 3.3 настоящего Положения, утверждает Министерство.
3.7. Комиссия по результатам рассмотрения документов и сведений, указанных в 3.3 настоящего Положения:
3.7.1. Принимает одно из следующих решений:
а) о соответствии образовательной организации, имеющей статус регионального образовательного центра опережающего развития, критериям, установленным Указа, требованиям и условиям, установленным 3.2 настоящего Положения, и о достижении ею целей, задач и целевых показателей реализации программы деятельности регионального образовательного центра опережающего развития, а также о соответствии программы деятельности регионального образовательного центра опережающего развития на очередной учебный год подпункту “д” пункта 2.2 настоящего Положения;
б) о несоответствии образовательной организации, имеющей статус регионального образовательного центра опережающего развития, критериям, установленным Указа, и (или) требованиям, и (или) условиям, установленным 3.2 настоящего Положения, и (или) о недостижении ею целей, задач и целевых показателей реализации программы деятельности регионального образовательного центра опережающего развития, и (или) о несоответствии программы деятельности регионального образовательного центра опережающего развития на очередной учебный год подпункту “д” пункта 2.2 настоящего Положения.
3.7.2. Формирует аналитический доклад, включающий сведения о соответствии (несоответствии) образовательной организации, имеющей статус регионального образовательного центра опережающего развития критериям, установленным Указа, а также требованиям и условиям, установленным 3.2 настоящего Положения, и о реализации ею мероприятий программы деятельности регионального образовательного центра опережающего развития (далее – аналитический доклад), а также о соответствии (несоответствии) программы деятельности регионального образовательного центра опережающего развития на очередной учебный год подпункту “д” пункта 2.2 настоящего Положения.
3.7.3. Направляет аналитический доклад в Министерство для подготовки соответствующего проекта распоряжения Правительства Нижегородской области о сохранении или прекращении статуса регионального образовательного центра опережающего развития в отношении образовательной организации, имеющей статус регионального образовательного центра опережающего развития.
3.8. Министерство в течение 5 рабочих дней со дня поступления аналитического доклада обеспечивает разработку соответствующего проекта распоряжения Правительства Нижегородской области о сохранении или прекращении статуса регионального образовательного центра опережающего развития в отношении образовательной организации, имеющей статус регионального образовательного центра опережающего развития.
Извещение образовательной организации, имеющей статус регионального образовательного центра опережающего развития, о сохранении или прекращении в отношении ее статуса регионального образовательного центра опережающего развития осуществляется Министерством в течение 10 дней со дня принятия соответствующего распоряжения Правительства Нижегородской области.
3.9. Направление в Министерство заявки образовательной организацией, в отношении которой прекращен статус регионального образовательного центра опережающего развития, осуществляется не ранее чем через 12 месяцев со дня принятия распоряжения Правительства Нижегородской области о прекращении статуса регионального образовательного центра опережающего развития.