Постановление Правительства Нижегородской области от 5 мая 2023 г. N 375

Постановление Правительства Нижегородской области от 5 мая 2023 г. N 375
“Об утверждении Порядка определения объема и предоставления из областного бюджета субсидии обществу с ограниченной ответственностью “Технопарк H2O” на создание и развитие промышленного технопарка “Технопарк H2O” в Нижегородской области”

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях реализации государственной программы “Развитие промышленности и инноваций Нижегородской области”, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 297, Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок определения объема и предоставления из областного бюджета субсидии обществу с ограниченной ответственностью “Технопарк H2O” на создание и развитие промышленного технопарка “Технопарк H2O” в Нижегородской области.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

И.о. ГубернатораА.Н. Гнеушев

УТВЕРЖДЕН
 постановлением Правительства
Нижегородской области
от 05.05.2023 N 375

Порядок
определения объема и предоставления из областного бюджета субсидии обществу с ограниченной ответственностью “Технопарк H2O” на создание и развитие промышленного технопарка “Технопарк H2O” в Нижегородской области

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1492, регулирует предоставление из областного бюджета субсидии обществу с ограниченной ответственностью “Технопарк H2O” на создание и развитие промышленного технопарка “Технопарк Н20” в Нижегородской области (далее – субсидия), и содержит общие положения о предоставлении субсидии, условия и порядок предоставления субсидии, требования к отчетности, а также требования об осуществлении контроля (мониторинга) за соблюдением условий и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.

1.2. Субсидия предоставляется в рамках реализации основного мероприятия “Создание и развитие индустриальных парков и промышленных технопарков в Нижегородской области” подпрограммы “Развитие благоприятной среды и инфраструктуры поддержки промышленности Нижегородской области” государственной программы “Развитие промышленности и инноваций Нижегородской области”, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. N 297 (далее – государственная программа), для достижения непосредственного результата государственной программы.

1.3. Субсидия предоставляется министерством промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области (далее – Министерство), осуществляющим функции главного распорядителя бюджетных средств, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год и плановый период (далее – лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии).

1.4. Получателем субсидии является общество с ограниченной ответственностью “Технопарк H2O” (далее – Управляющая компания), определенная получателем субсидии законом Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

1.5. Сведения о субсидии размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – единый портал) (в разделе единого портала) не позднее 15-го рабочего дня, следующего за днем принятия закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (закона Нижегородской области о внесении изменений в закон Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период).

2. Условия и порядок предоставления субсидии

2.1. Субсидия предоставляется в целях достижения результата предоставления субсидии, установленного в пункте 2.11 настоящего Порядка.

К направлениям расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, относятся расходы на выполнение Управляющей компанией обязательств по оплате основного долга и процентов по кредитным договорам (договорам об открытии кредитной линии), заключенным с российскими кредитными организациями в целях реализации проекта по созданию промышленного технопарка “Технопарк H2O”, расположенного в особой экономической зоне промышленно-производственного типа “Кулибин” (далее – кредитный договор, Проект, промышленный технопарк).

Средства субсидии не предоставляются на финансовое обеспечение расходов Управляющей компании на осуществление просроченных выплат по кредитному договору, повышенных процентов, комиссий, штрафов и иных платежей, не указанных в абзаце втором настоящего пункта.

2.2. Условия предоставления субсидии:

1) заключение соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 2.10 настоящего Порядка (далее – Соглашение);

2) соблюдение условий предоставления субсидии, установленных пунктом 5 и 5.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

3) ведение Управляющей компанией раздельного бухгалтерского учета по предоставленным ей денежным средствам за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных источников;

4) наличие кредитного договора, заключенного с российской кредитной организацией в целях реализации Проекта;

5) наличие обязательства Управляющей компании по вводу промышленного технопарка в эксплуатацию в срок до 31 декабря 2024 г.

2.3. Требования, предъявляемые к Управляющей компании:

2.3.1. На дату не ранее первого числа месяца, предшествующего месяцу, в котором подается заявление о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Порядка, Управляющая компания должна соответствовать следующим требованиям:

– у Управляющей компании должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

– у Управляющей компании должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Нижегородской областью;

– Управляющая компания не должна находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к Управляющей компании другого юридического лица), ликвидации, в отношении нее не введена процедура банкротства, деятельность Управляющей компании не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

– в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере Управляющей компании;

– Управляющая компания не должна являться иностранным юридическим лицом, в том числе местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее – офшорная компания), а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия офшорных компаний в совокупности превышает 25 процентов (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации). При расчете доли участия офшорных компаний в капитале российских юридических лиц не учитывается прямое и (или) косвенное участие офшорных компаний в капитале публичных акционерных обществ (в том числе со статусом международной компании), акции которых обращаются на организованных торгах в Российской Федерации, а также косвенное участие таких офшорных компаний в капитале других российских юридических лиц, реализованное через участие в капитале указанных публичных акционерных обществ;

– Управляющая компания не должна получать средства из областного бюджета на основании иных нормативных правовых актов на цели, установленные в пункте 2.1 настоящего Порядка.

2.3.2. На дату подачи заявления о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Порядка, в реестре промышленных технопарков и управляющих компаний промышленных технопарков, соответствующих требованиям к промышленным технопаркам и управляющим компаниям промышленных технопарков в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1863 “О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков”, должны быть сведения о промышленном технопарке и Управляющей компании.

2.4. Для получения субсидии Управляющая компания представляет в Министерство заявление о предоставлении субсидии (далее – Заявление), составленное по форме, определяемой приказом Министерства.

К Заявлению прилагаются следующие документы:

1) копии учредительных документов Управляющей компании (с предоставлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом);

2) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, в том числе полученная с официального сайта Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, на дату не ранее первого числа месяца, предшествующего месяцу, в котором подается Заявление (в случае непредставления документа министерство получает его самостоятельно с официального сайта Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”);

3) реквизиты лицевого счета, открытого иным юридическим лицам, не являющимся участниками бюджетного процесса, бюджетными (автономными) учреждениями, в министерстве финансов Нижегородской области (далее – лицевой счет) либо гарантийное письмо об открытии лицевого счета;

4) справка территориального налогового органа об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;

5) справка о просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иной просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Нижегородской областью, составленная по форме, определенной типовой формой соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидий, утвержденной министерством финансов Нижегородской области;

6) справка территориального налогового органа об отсутствии в реестре дисквалифицированных лиц сведений о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере Управляющей компании;

7) справка, составленная в произвольной форме и подписанная руководителем Управляющей компании, подтверждающая, что:

– Управляющая компания не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к ней другого юридического лица), ликвидации, в отношении нее не введена процедура банкротства, деятельность Управляющей компании не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

– Управляющая компания не является иностранным юридическим лицом, в том числе офшорной компанией, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия офшорных компаний в совокупности превышает 25 процентов (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации) с учетом правила расчета доли такого участия, указанного в абзаце шестом подпункта 2.3.1 пункта 2.3 настоящего Порядка;

– Управляющая компания не получает средства из областного бюджета на основании иных нормативных правовых актов на цели, установленные в пункте 2.1 настоящего Порядка;

8) выписка из реестра промышленных технопарков и управляющих компаний промышленных технопарков, соответствующих требованиям к промышленным технопаркам и управляющим компаниям промышленных технопарков в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1863 “О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков”;

9) копия кредитного договора (с приложениями и дополнениями);

10) расчет объема субсидии на соответствующий финансовый год, составленный Управляющей компанией в произвольной форме и согласованный с банком (далее – расчет);

11) гарантийное письмо об исполнении обязательства Управляющей компании по вводу промышленного технопарка в эксплуатацию в срок до 31 декабря 2024 г.

2.5. Документы, указанные в пункте 2.4 настоящего Порядка, подлежат регистрации в день их поступления в Министерство с указанием даты и времени приема.

2.6. Министерство:

2.6.1. В срок не позднее 5-го рабочего дня, следующего за днем регистрации документов, представленных Управляющей компанией в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Порядка, рассматривает указанные документы на предмет соответствия Управляющей компании требованиям, установленным в пункте 2.3 настоящего Порядка.

2.6.2. В срок не позднее 6-го рабочего дня, следующего за днем

окончания срока, указанного в подпункте 2.6.1 настоящего пункта:

– при наличии оснований для отказа в предоставлении субсидии, указанных в пункте 2.7 настоящего Порядка, направляет Управляющей компании письменное уведомление об отказе в предоставлении субсидии с указанием причины отказа;

– при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии, указанных в пункте 2.7 настоящего Порядка, принимает решение о предоставлении субсидии и заключает с Управляющей компанией соглашение о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 2.10 настоящего Порядка (далее – Соглашение).

2.7. Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:

– несоответствие Управляющей компании требованиям, установленным в пункте 2.3 настоящего Порядка;

– несоответствие представленных Управляющей компанией документов требованиям, установленным в пункте 2.4 настоящего Порядка, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;

– установление факта недостоверности представленной Управляющей компанией информации, в том числе информации о месте нахождения и адресе.

2.8. Объем бюджетных ассигнований на предоставление субсидии устанавливается законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Источником финансового обеспечения субсидии являются средства областного бюджета.

Размер субсидии на соответствующий финансовый год определяется на основании расчета, представленного Управляющей компанией в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Порядка, и не может превышать лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии и (или) предельный размер средств областного бюджета для предоставления субсидии, установленный Правительством Нижегородской области в случае принятия решения о заключении Соглашения на срок, превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии, указанного в абзаце четвертом пункта 2.10 настоящего Порядка.

2.9. В случае нарушения условий предоставления субсидии средства субсидии подлежит возврату в доход областного бюджета на основании:

– предписания органа государственного финансового контроля, содержащего информацию о выявленных в пределах компетенции органа государственного финансового контроля нарушениях условий предоставления субсидии и требование о возврате в доход областного бюджета субсидии в установленные в предписании сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан в предписании;

– требования Министерства, содержащего информацию о выявленных в пределах компетенции Министерства нарушениях условий предоставления субсидии и требование о возврате в доход областного бюджета субсидии в установленные в требовании сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок в нем не указан.

Предписание органа государственного финансового контроля (требование Министерства) направляется Управляющей компании в срок не позднее 30-го рабочего дня со дня установления факта нарушения условия предоставления субсидии.

2.10. Субсидия предоставляется в соответствии с Соглашением, заключенным между Министерством и Управляющей компанией.

Соглашение, дополнительные соглашения к Соглашению, в том числе дополнительное соглашение о расторжении Соглашения (при необходимости), заключаются по типовой форме, утвержденной приказом министерства финансов Нижегородской области.

Соглашение заключается на срок действия лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии.

При наличии решения о заключении Соглашения на срок, превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии, принятого в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 16 марта 2018 г. N 168 “Об утверждении Правил принятия решений о заключении договоров (соглашений) о предоставлении из областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям Нижегородской области) на срок, превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств” (далее – Решение), Соглашение заключается на срок, установленный в Решении.

В Соглашение включаются:

– условия, предусмотренные пунктами 5 и 5.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

– условие о согласовании новых условий Соглашения или о расторжении Соглашения при недостижении согласия по новым условиям в случае уменьшения Министерству ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии, приводящих к невозможности предоставления субсидии в размере, определенном в Соглашении;

– условие об использовании средств субсидии на цель и по направлениям расходов, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка;

– обязательство по вводу промышленного технопарка в эксплуатацию в срок до 31 декабря 2024 г.;

– положения о казначейском сопровождении, установленные правилами казначейского сопровождения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

– положения о возможности осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых являются не использованные в отчетном финансовом году остатки субсидий, при принятии Министерством по согласованию с министерством финансов Нижегородской области решения о наличии потребности в указанных средствах или возврате указанных средств при отсутствии в них потребности в порядке и сроки, определенные в пункте 2.14 настоящего Порядка.

2.11. Планируемым результатом предоставления субсидии является обеспечение доступа резидентов к площадям и помещениям промышленного технопарка “Технопарк H2O” (процент заполнения резидентами полезной площади) (далее – результат предоставления субсидии).

Результат предоставления субсидии соответствует результату государственной программы и типу результатов предоставления субсидии “Оказание услуг (выполнение работ)”, определенному в соответствии с Порядком проведения мониторинга достижения результатов предоставления субсидии, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 сентября 2021 г. N 138н (далее – приказ Министерства финансов Российской Федерации N 138н).

Характеристики результатов предоставления субсидии (показатели, необходимые для достижения результатов предоставления субсидии) не устанавливаются.

Точная дата завершения и конечное значение результата предоставления субсидии устанавливаются в Соглашении.

2.12. Субсидия перечисляется под фактическую потребность (с учетом аванса) в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам Управляющей компании, на основании документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и расчета размера субсидии, подлежащей перечислению, составленного по форме, утвержденной Министерством, не позднее 10-го рабочего дня, следующего за днем представления указанных документов.

2.13. Перечисление субсидии осуществляется Министерством в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов получателей бюджетных средств и санкционирования оплаты денежных обязательств министерства финансов Нижегородской области, утвержденным приказом министерства финансов Нижегородской области от 30 ноября 2010 г. N 156.

Субсидия перечисляется с лицевого счета Министерства, открытого в министерстве финансов Нижегородской области, в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии и предельных объемов финансирования на лицевой счет, открытый Управляющей компании в министерстве финансов Нижегородской области.

2.14. В случае наличия у Управляющей компании не использованного в отчетном финансовом году остатка субсидии Министерство принимает решение о наличии потребности в указанных средствах в порядке, установленном Правительством Нижегородской области.

В случае отсутствия решения о наличии потребности, указанного в абзаце первом настоящего пункта, остаток субсидии, не использованный Управляющей компанией в отчетном финансовом году (за исключением субсидии, предоставленной в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств Управляющей компании, источником финансового обеспечения которых является субсидия), подлежит возврату в областной бюджет в срок не позднее 1 февраля текущего финансового года путем перечисления денежных средств на лицевой счет Министерства в Волго-Вятском ГУ Банка России: г. Нижний Новгород, БИК 042202001, ИНН 5260420574, КПП 526001001, на счет УФК по Нижегородской области (министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области) N 40101810400000010002, ОКТМО 22 701 000, по коду бюджетной классификации 057 2 18 02030 02 1222 150 “Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от возврата иными организациями остатков субсидий прошлых лет (в части возврата остатков, образовавшихся за счет восстановленной в текущем году дебиторской задолженности прошлых лет)”.

3. Требования к отчетности

3.1. Управляющая компания ежеквартально в срок не позднее 10 рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Министерство следующую отчетность:

– об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия;

– о достижении значений результатов предоставления субсидии.

Отчетность, предоставляется по форме, установленной в Соглашении на основании формы, определенной типовой формой соглашения, установленной приказом министерства финансов Нижегородской области.

3.2. Министерство вправе устанавливать в Соглашении сроки и формы представления Управляющей компанией дополнительной отчетности.

3.3. Управляющая компания несет ответственность за достоверность представляемых сведений.

3.4. Министерство ежегодно на основании отчетности, указанной в абзаце третьем пункта 3.1 настоящего Порядка, осуществляет оценку эффективности использования Управляющей компанией субсидии путем сопоставления конечного значения результата предоставления субсидии, установленного в Соглашении, с фактически достигнутым Управляющей компанией значением результата предоставления субсидии.

4. Требования об осуществлении контроля (мониторинга) за соблюдением условий и порядка предоставления субсидии и ответственности за их нарушение

4.1. В отношении Управляющей компании и лиц, получающих средства субсидии на основании договоров, заключенных с Управляющей компанией, осуществляются проверки:

– Министерством – в части соблюдения условий и порядка предоставления субсидии, в том числе в части достижения результатов ее предоставления;

– органами государственного финансового контроля – в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

4.2. В отношении Управляющей компании осуществляется мониторинг достижения результата предоставления субсидии исходя из достижения значения результата предоставления субсидии, определенного в Соглашении, и событий, отражающих факт завершения соответствующего мероприятия по получению результата предоставления субсидии (контрольная точка), в порядке и по формам, установленным приказом Министерства финансов Российской Федерации N 138н.

4.3. Управляющая компания несет ответственность за нарушение условий и порядка предоставления субсидии, установленных настоящим Порядком и Соглашением.

4.4. За нарушение условий и порядка предоставления субсидии, установленных настоящим Порядком и Соглашением, устанавливаются следующие меры ответственности:

4.4.1. В случае нарушения Управляющей компанией и (или) лицами, получающими средства субсидии на основании договоров, заключенных с Управляющей компанией, условий предоставления субсидии, установленных настоящим Порядком и Соглашением, выявленного по фактам проверок, проведенных Министерством и (или) органами государственного финансового контроля, субсидия (средства субсидии, полученные на основании договоров, заключенных с Управляющей компанией) подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме в порядке, установленном пунктом 2.9 настоящего Порядка.

4.4.2. В случае недостижения Управляющей компанией на дату завершения, установленную в Соглашении, конечного значения результата предоставления субсидии, установленного в Соглашении, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня получения Управляющей компанией соответствующего требования, в размере (Vвозврата), рассчитываемом по следующей формуле:

Vвозврата = (1 – Рфакт / Ррез) х Vсубсидии,

где:

Рфакт – фактически достигнутое значение результата предоставления субсидии на дату завершения, установленную в Соглашении;

Ррез – конечное значение результата предоставления субсидии, установленное в Соглашении;

Vсубсидии – размер субсидии, предоставленной Управляющей компании в соответствующем финансовом году.

4.4.3. В случае непредоставления или несвоевременного предоставления отчетности, указанной в пункте 3.1 настоящего Порядка, Управляющая компания по требованию Министерства в течение 30 календарных дней со дня получения Управляющей компанией соответствующего требования уплачивает штраф в размере 0,1 процента от суммы субсидии на соответствующий финансовый год.

4.4.4. В случае нарушения сроков ввода промышленного технопарка в эксплуатацию Управляющая компания по требованию Министерства в течение 30 календарных дней со дня получения Управляющей компанией соответствующего требования уплачивает пени в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от суммы субсидии на соответствующий финансовый год за каждый день просрочки.

4.4.5. Иные меры ответственности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

4.5. Неисполнение Управляющей компанией и (или) лицами, получающими средства субсидии на основании договоров, заключенных с Управляющей компанией, обязательств по возврату субсидии (средств субсидии, полученных на основании договоров, заключенных с Управляющей компанией), уплате штрафов и пеней в соответствии с подпунктами 4.4.1 – 4.4.4 пункта 4.4 настоящего Порядка является основанием для взыскания указанных денежных средств в судебном порядке.