Закон Нижегородской области от 13 ноября 2024 г. N 134-З”О квотировании рабочих мест”

Принят Законодательным Собранием 31 октября 2024 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения в области квотирования рабочих мест для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

2. Настоящий Закон принят в целях обеспечения дополнительных гарантий трудоустройства инвалидов и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Статья 2. Правовое регулирование в области квотирования рабочих мест

Отношения в области квотирования рабочих мест для граждан, относящихся к категориям, определенным статьей 4 настоящего Закона, регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, Федеральным законом от 12 декабря 2023 года N 565-ФЗ “О занятости населения в Российской Федерации”, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, другими законами Нижегородской области, иными нормативными правовыми актами Нижегородской области.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:

1) работодатель – физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником; в случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры;

2) квота – минимальное количество рабочих мест (должностей) в процентах от среднесписочной численности работников, на которые работодатель обязан трудоустроить граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

3) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов;

4) уполномоченный орган – исполнительный орган Нижегородской области, осуществляющий полномочия в сфере занятости населения.

Статья 4. Категории граждан, для которых устанавливается квотирование рабочих мест

Квотирование рабочих мест устанавливается для следующих категорий граждан:

1) инвалиды;

2) несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет (далее – несовершеннолетние).

Статья 5. Установление квоты для приема на работу

1. Работодателям, у которых численность работников превышает 35 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников.

Работодателям, у которых численность работников превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу несовершеннолетних в размере 1 процента от среднесписочной численности работников.

2. Численность работников для целей исчисления квоты для приема на работу инвалидов и квоты для приема на работу несовершеннолетних определяется исходя из среднесписочной численности работников за предыдущий квартал без учета работников представительств и филиалов работодателя, расположенных в других субъектах Российской Федерации.

3. Представительствам и филиалам работодателя устанавливаются квота для приема на работу инвалидов и квота для приема на работу несовершеннолетних в соответствии с частью 1 настоящей статьи исходя из среднесписочной численности работников таких представительств и филиалов работодателя за предыдущий квартал.

4. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.

При исчислении квоты для приема на работу несовершеннолетних в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, а также выполняющие работы, на которых запрещается применение труда работников моложе 18 лет.

5. Квота для приема на работу инвалидов рассчитывается в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Квота для приема на работу несовершеннолетних рассчитывается по правилам, аналогичным правилам исчисления квоты для приема на работу инвалидов.

6. Количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается уполномоченным органом для каждого работодателя в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Статья 6. Работодатели, освобождаемые от выполнения установленной квоты

1. Работодатели освобождаются от выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов:

1) в случае, если работодатели являются общественными объединениями инвалидов;

2) в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

2. Работодатели освобождаются от выполнения установленной квоты для приема на работу несовершеннолетних:

1) в случае, если работодатели являются религиозными организациями;

2) при признании работодателей несостоятельными (банкротами) и открытии конкурсного производства;

3) при уменьшении численности работников до числа работников, при котором квота не устанавливается;

4) при отсутствии в государственном учреждении службы занятости населения Нижегородской области (далее – государственное учреждение службы занятости населения) сведений о несовершеннолетних, ищущих работу, либо при отсутствии в Нижегородской области организаций или индивидуальных предпринимателей, готовых заключить соглашение, указанное в статье 7 настоящего Закона.

Статья 7. Трудоустройство граждан в целях выполнения квоты

1. Трудоустройство граждан в целях выполнения квоты осуществляется работодателями как по направлению государственного учреждения службы занятости населения, так и по заявлению граждан, непосредственно к ним обратившихся.

2. Выполнение работодателем установленной квоты для приема на работу инвалидов обеспечивается в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, в случае:

1) заключения трудового договора с инвалидом о трудоустройстве на рабочее место непосредственно у работодателя;

2) заключения трудового договора между инвалидом и иной организацией, включая общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов (далее в настоящей статье – иная организация), заключившей соглашение о трудоустройстве инвалида с работодателем, которому установлена квота;

3) в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

3. Выполнение работодателем установленной квоты для приема на работу несовершеннолетних обеспечивается в случае:

1) заключения трудового договора с несовершеннолетним о трудоустройстве на рабочее место непосредственно у работодателя;

2) заключения трудового договора между несовершеннолетним и иной организацией, индивидуальным предпринимателем, заключившими соглашение о трудоустройстве несовершеннолетнего с работодателем, которому установлена квота (далее в настоящей статье – принимающая сторона).

4. В соглашении о трудоустройстве несовершеннолетнего с работодателем, которому установлена квота (далее – соглашение), определяются численность несовершеннолетних, которые могут быть приняты на работу принимающей стороной, условия финансирования расходов на оплату труда несовершеннолетних, сроки действия соглашения, права, обязанности сторон соглашения, условия его расторжения и иные условия.

Размер финансирования расходов на оплату труда несовершеннолетнего, трудоустроенного в рамках соглашения, не может быть ниже величины минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда”, увеличенного на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, если несовершеннолетний отработал норму рабочего времени, установленную для несовершеннолетних в соответствии с трудовым законодательством, и выполнил норму труда, установленную для несовершеннолетних в соответствии с трудовым законодательством.

5. В случае, если принимающей стороне установлена квота для приема на работу несовершеннолетних, несовершеннолетние, трудоустроенные в соответствии с соглашением, не учитываются в счет установленной ей квоты.

6. Расторжение трудового договора с несовершеннолетними по инициативе работодателя производится в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Статья 8. Права и обязанности работодателей

1. Работодатели вправе запрашивать у уполномоченного органа и государственного учреждения службы занятости населения информацию, необходимую для выполнения настоящего Закона.

2. Работодатели обязаны представлять в государственное учреждение службы занятости населения информацию:

1) о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов – ежемесячно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) о выполнении установленной квоты для приема на работу несовершеннолетних – ежемесячно по форме и в сроки, утверждаемые нормативным правовым актом уполномоченного органа.

3. Рабочие места, на которые трудоустроены инвалиды, должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида с учетом положений статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.

Статья 9. Полномочия уполномоченного органа и государственного учреждения службы занятости населения

1. Уполномоченный орган:

1) вносит в Правительство Нижегородской области предложения о размерах устанавливаемых квот;

2) осуществляет в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Нижегородской области, региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;

3) обобщает практику применения и анализирует причины нарушений настоящего Закона;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.

2. Государственное учреждение службы занятости населения:

1) оказывает работодателям содействие в расчете квоты и установлении численности фактически трудоустроенных инвалидов и несовершеннолетних;

2) формирует в порядке, установленном уполномоченным органом, перечень организаций, включая общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, и индивидуальных предпринимателей, согласных на трудоустройство инвалидов в соответствии с соглашением о трудоустройстве инвалида, а также перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, согласных на трудоустройство несовершеннолетних в соответствии с соглашением;

3) оказывает работодателям содействие в подборе работников из числа инвалидов, зарегистрированных в государственном учреждении службы занятости населения в качестве безработных или состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения в качестве ищущих работу, а также содействие в подборе работников из числа несовершеннолетних, обратившихся в государственное учреждение службы занятости населения в поиске работы;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.

3. В соответствии с законодательством Российской Федерации должностные лица уполномоченного органа имеют право в установленном порядке посещать работодателей с целью проверки информации и документов, связанных с квотированием рабочих мест и приемом на работу граждан в пределах установленной квоты.

Статья 10. Финансирование выполнения квоты

Мероприятия по выполнению квоты осуществляются работодателями за счет собственных средств.

Статья 11. Меры государственной поддержки работодателей

Установленные законодательством о занятости населения меры государственной поддержки работодателей, реализующих мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов и несовершеннолетних, предоставляются в порядке, установленном Правительством Нижегородской области.

Статья 12. Ответственность за нарушение законодательства о квотировании рабочих мест

Ответственность за нарушение законодательства о квотировании рабочих мест наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.

Статья 13. Признание утратившими силу отдельных законов (положений законов) Нижегородской области

Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

1) Закон Нижегородской области от 26 декабря 2007 года N 191-З “О квотировании рабочих мест”;

2) Закон Нижегородской области от 1 октября 2008 года N 124-З “О внесении изменений в статьи 4 и 7 Закона Нижегородской области “О квотировании рабочих мест”;

3) Закон Нижегородской области от 1 июля 2010 года N 102-З “О внесении изменений в Закон Нижегородской области “О квотировании рабочих мест”;

4) статью 2 Закона Нижегородской области от 27 июня 2011 года N 81-З “О внесении изменений в Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях и в статью 4 Закона Нижегородской области “О квотировании рабочих мест”;

5) Закон Нижегородской области от 3 октября 2013 года N 124-З “О внесении изменений в Закон Нижегородской области “О квотировании рабочих мест”;

6) Закон Нижегородской области от 30 апреля 2014 года N 43-З “О внесении изменений в Закон Нижегородской области “О квотировании рабочих мест”;

7) Закон Нижегородской области от 5 мая 2016 года N 57-З “О внесении изменений в Закон Нижегородской области “О квотировании рабочих мест”;

8) Закон Нижегородской области от 2 февраля 2021 года N 2-З “О внесении изменений в Закон Нижегородской области “О квотировании рабочих мест”;

9) Закон Нижегородской области от 4 октября 2022 года N 144-З “О внесении изменений в Закон Нижегородской области “О квотировании рабочих мест”;

10) статью 2 Закона Нижегородской области от 6 февраля 2023 года N 5-З “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Нижегородской области”.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Нижегородской областиГ.С. Никитин

Нижний Новгород

13 ноября 2024 года

N 134-З